Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии
Мученица Вера Самсонова родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево
Елатомского уезда Тамбовской губернии*в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием
Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор,
пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными
взглядами, после того как власть в России захватили безбожники. Глубоко
верующий и просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было
связано с христианской верой и Церковью. В конце двадцатых годов Вера была
избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени
безбожниками Казанском монастыре в Касимове.
Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян – почитателей
блаженной Матроны**, жившей в
деревне Анемнясево Касимовского района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII
веке и погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и
сама блаженная. Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику,
сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию
добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит
просфорки по верующим».
Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую
тюрьму в Москве.
– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова
и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего
времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах,
совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их
просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам
известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как
блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда
не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее
квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных
селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я,
как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими,
проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов
и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и
высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской
властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют
возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего
религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным
преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных
работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в
часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе,
мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В
предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса
виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича
Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя
так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности,
следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей
контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла
могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке
на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то
есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11
Уголовного кодекса...».
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к
пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в
один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935
года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело
заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м
лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась
за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 года,
когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый
и прекрасный край.
Игумен
Дамаскин (Орловский)
_______________________________
*Ныне Пителинский район Рязанской
области.
**Матрона (Белякова), исповедница; память 16/29 июля.