Помолюся духом, помолюся же и умом
Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения о творимой духом и умом молитве и тем положить начало рассуждению.
В послании к Ефесянам св. ап. Павел советует молиться духом: «Всякою (сказал он) молитвою и молением молящеся на всяко время духом» (Еф.6:18). Тот же апостол в послании к Коринфянам говорит: «Дух мой молится, а ум мой без плода есть» (1 Кор.14:14).
Как же это бывает, что человек молится духом, а ум его остается бесплоден?
Слово «дух» в Cвятом Писании разумеется в человеке различно. Иногда оно полагается вместо дыхания, иногда вместо самой души, иногда вместо какого-либо желания и намерения, как доброго, так и злого, а также вместо какой-либо добродетели или недобродетели, как-то: дух смирения, дух любви, дух милосердия, и противоположное им: дух гордыни, дух ненависти, дух сребролюбия и прочее. Иногда же слово «дух» полагается вместо какого-либо дарования Святого Духа, как, например, дух премудрости, дух разума, дух прозорливства и прочее, а иногда и вместо самого ума, как пишется у того же; апостола: «Обновляйтеся, – говорит он, – духом ума вашего» (Еф.4:23).
Источник: Умное делание. О молитве Иисусовой. Cоставитель игумен Валаамского монастыря Харитон
Глава III. Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто