Боже, милостив буди мне грешнику

Боже, милостив буди мне грешнику

Боже, говорят иные из самообольщенных, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее... Пощуся двукраты в субботу, десятину даю всего, елико притяжу (Лук. 18:11-13). Проще: они привыкли думать о себе, что они праведники. Хорошо ли это? Конечно, нет. Так самодовольно судить о себе значит забывать Господа, забывать, что суд Его о нас может не сходиться с нашим самомнением.
 
Разве не часто бывает, что то, что кажется высоким в очах наших, является мерзким пред Ним? И разве, наконец, не Он сказал, что всяк возносяяйся смирится и только смиряяй себе вознесется (Лук. 18:14)? Да, братие, нехорошо много мечтать о себе. Как бы кто ни преуспел в жизни благочестивой, никто никогда не хвались собою, но до самой смерти постоянно сознавай только свое недостоинство пред Богом, и покаянием и слезами чаще очищай себя.
 
Когда преподобный Сисой Великий почувствовал приближение смерти, то, как муж высокой чистоты и святости, находясь еще в теле, удостоился войти в общение с загробным миром и созерцать тайны Царствия Божия.
 
Окружавшим его инокам он с просиявшим лицом сказал сначала: «Пришел авва Антоний!» Немного помолчав, воскликнул: «Является лик Пророков!» В это время лицо его просияло еще более, и он стал с кем-то невидимым беседовать. «С кем беседуешь, отче?» – спросили монахи. «Господни Ангелы, – отвечал старец, – пришли взять меня; но я умоляю их, чтобы хоть на малое время оставили меня здесь покаяться». «Да ты вовсе не требуешь покаяния», – возразили ему. «Нет, братие, – сказал преподобный: – Не знаю, положил ли я даже хоть только и начало малое своему спасению!»
 
Удивились иноки смирению праведника, а между тем в это время лицо его уже просияло как солнце. «Смотрите! – наконец, воскликнул он: – Вот пришел Сам Господь!» Все ужаснулись. И тут послышался голос: «Принесите Мне сосуд, избранный от пустыни». И старец за сим скончался, и блеснула как бы молния, и наполнилась келия благоухания. 


Итак, смотрите: и при великой святости истинные рабы Божии сознавали себя недостойными Царствия Божия и находили нужду в покаянии. А мы? О, братие, хоть отселе перестанем кричать о себе: «Я, я!» Пусть скажет, кто мы, Господь. А дотоле будем чаще опускать долу очи свои и, бия в грудь себя, говорить: Боже, милостив буди мне грешнику (Лук. 18:13)! А иначе не забудем, что аще речем, яко греха не имамы, то только себе прельщаем, и истины несть в нас (1Иоан. 1:8). Аминь.
 
Пролог в поучениях. Протоиерей Виктор Гурьев. Месяц Июль. 6-й день
О смирении. (Слово о успении иже во святых отца нашего Сисоя)  

Написать комментарий