Автор знаменитой триады «Православие–Самодержавие–Народность»

Автор знаменитой триады «Православие–Самодержавие–Народность»

Сергей Семенович Уваров (25.8.1786– 4.9.1855) – видный ученый и общественный деятель в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады «Православие–Самодержавие–Народность».

Сергей Семенович родился в Москве в дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, стал знатоком древних и новых языков, европейской культуры. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен в русское посольство в Вену, в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, познакомился со многими представителями европейской литературы и науки, общался с Гете и Гумбольдтом, сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках.

В 1810 г. оставил дипломатическую службу, в 1811 г. был назначен попечителем Петербургского учебного округа. Он был инициатором создания литературного общества «Арзамас» (1815), в которое входили В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.И. Тургенев и др., в ту пору он еще придерживался либеральных воззрений.

Еще в 1811 г. Уваров стал почетным членом Петербургской Академии Наук. Назначенный в 1818 г. президентом Академии, Уваров выступил с либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Н.И. Греча, впоследствии он «сам себя посадил бы в крепость». Неудивительно, что при А.А. Аракчееве в 1822 г. он был уволен от должности попечителя Петербургского учебного округа. После этого Уваров стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и коммерческого банков. То есть согласился заняться деятельностью, в которой ничего не понимал, но вместо обиды проявил рвение и преданность. Либерал в прошлом, Уваров в эти годы помудрел и превратился в убежденного охранителя монархического строя. В 1826 г. он был назначен сенатором и членом Государственного Совета. Восхищенный пушкинской одой «Клеветникам России», Уваров перевел ее на французский язык, за что Пушкин благодарил его.

Наиболее важная государственная деятельность Уварова начинается с его назначения в 1832 г. помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. – министром. Его шестнадцатилетнее управление (1833–1849) министерством занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве и ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий и университетов.

Главная же заслуга Уварова состоит в том, что он стремился преодолеть в программах образования западничество и сделать образовательную систему национальной. В 1832 г. он подал Императору записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Он считал необходимым ввести в преподавание «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям».

«Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру – то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». При этом православное самодержавие «представляет главное условие политического существования России... Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

В 1846 г. Уваров был возведен в графское достоинство. Взгляды и государственная патриотическая деятельность Уварова, близкие к славянофильским, стала причиной злословий в его адрес со стороны разного рода либеральных деятелей, что, разумеется, продолжилось и в советскую эпоху в связи с его знаменитой триадой.

Между тем, выдвинутая им триада «Православие–Самодержавие–Народность», которая позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как Союз Русского Народа, имеет глубокий непреходящий смысл и в наши дни. При восстановлении Союза Русского Народа в 2005 г. и последующих дискуссиях о его идеологии значение этой триады было осмыслено применительно к настоящему времени.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий