О том, как подражать святому Иоанну Крестителю

О том, как подражать святому Иоанну Крестителю

I. С перваго раза кажется довольно странно, от чего Иоанн, который должен был предшествовать благодати, доступной всем человекам, воспитывается и проводит большую часть жизни в пустыни. Уготовляющий путь Спасителю, который делил трапезу с мытарями, держит такой строгий пост. Но так нужно было Иоанну приготовиться к его высокому служению. Живя в пустыне, он удобнее хранил общение с Богом. Здесь он не видит развратных обычаев мира; порочные примеры не могли для него сделаться обыкновеноыми, и он, как представитель закона, встречая их, обличает их со всею строгостию. Привыкши в пустыне питаться акридами и диким медом, он, и явившись среди народа, не имеет нужды в пособии человеческом, и как независимый, проповедует открыто, и приобретает своей проповеди доверенность. Наконец, когда этот пустынник, котораго никто не знал, ясно и открыто указывает на Христа Спасителя, то не дает ли он сим разуметь, что познание Христа он приобрел не человеческим наставлением, но откровением Божиим? С другой стороны, эта самая необыкновенная жизнь Иоанна имеет в себе черты назидательныя и для людей, которые идут путем самым обыкновенным. 

II. Никто не должен отговариваться, что он не может подражать Иоанну. Ежели Всесвятый Господь представляет Себя предметом подражания для нас грешных, «святи будите якоже Аз свят есмь», то почему же не подражать человеку? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих. 

а) Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, безпрестанно молился и беседовал с Богом; а для нас довольно, ежели будем отделяться от общества людей развратных; ежели утренний и вечерний час посвятим на молитву и богомыслие; ежели не будем за леностию и житейскими суетами уклоняться от богослужения. Диавол обольщает неопытных, возбуждая в них не безопасное желание приниматься вдруг за великие подвиги и отвлекая от обязанностей обыкновенных, но святых и необходимых. 

б) Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, хранил самый строгий и самый продолжительный пост; а мы, постыдившись его примера, будем хранить твердо хотя только те посты, которые по временам церковь налагает на нас. Он странную употребляет пищу; а от нас никто не требует, чтобы питаться акридами; хорошо и то, если не будем упиваться, предаваться объядению и невоздержанию, ежели будем есть и пить не для удовлетворения похоти, а для поддержания жизни и укрепления сил к перенесению трудов житейских.

в) Иоанн торжественно, без всякой боязни, не смотря на лица, обличал порок и заблуждение; кто из нас способен к такому подвигу? И от кого требуется такое трудное для человека усилие? Однакож, всем дана заповед обличать дела темныя: «не прикасайтеся делом неплодным, паче же обличайте» (Ефес. V, II). Нам оставлена другая степень исповедания правды: на отце лежит обязанность строго обличать заблуждения детей своих. На матери взыщется, ежели она, заметив худое поползновение сына или дочери, со всею силою материнской любви не остановит их. А равно на каждом из нас лежит обязанность открывать заблуждение нашего ближняго. Потому, ежели увидишь, что родственник твой, товарищ в работе, или вообще ближний перестал ходить в церковь, принимает в дом тех лжеименитых старцев, которые раззоряют православную веру, – не бойся и не стыдись сказать ему правду. Скажи откровенно, что он уклонился от истиннаго пути, попал на распутие, которое приведет его к погибели; старайся убедить, чтобы он оставил лживых и, как говорит апостол, «попирающих по домам учителей», обратился бы с покаянием к духовному отцу, искренно навсегда покорился святой православной церкви. Аминь.

 
Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Месяц сентябрь. Двадцать третий день. Поучение 2-ое. Зачатие св. славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. (О том, как подражать св. Иоанну Крестителю). 

Написать комментарий