Вера от слышания, а слышание от слова Божия

Вера от слышания, а слышание от слова Божия

Святитель Тихон Задонский о хождении на катехизическое учение. С немалым сожалением многократно замечал я, что на душеполезное учение, которое каждый воскресный день перед святой Литургией уже без малого год преподается, мало кто из граждан собирается. Оно для того определено, чтобы всякий, слушая, познал, в чем состоит звание христианское и сила закона Божия, и так бы в благочестии преуспевал. Но противоположное, как я вижу, моему намерению получается. 

Проповедник всю седмицу трудится, потеет, собирает как пчела, что бы мог в наставление предложить, говорит целый час, но почти напрасно пропадают труды, падает почти напрасно семя слова Божия, так как мало слушающих. Знать, иной считает, что лучше краткое время то провести в осуждении или оклеветании ближнего, иной в развращенных разговорах, иной в чтении соблазнительных и душевредных книжек, иной в праздности и лености, которая есть мать и источник всех зол, или в другом чем неполезном и вредном, нежели пойти послушать проповедуемое слово Божие.

Когда шут шутит перед тобой, или льстец лжет, с охотой и удовольствием слушаешь их. А когда проповедник посреди церкви проповедует истину, говорит глаголы жизни вечной, ты отвращаешь уши свои. Но, о бедный ты человек, несчастливее всех! Насколько бы тебе полезнее было, когда бы ты слушал истинное слово Божие и в законе Его поучался, а не к льстецам, духом лживым наполненным, и шутам обращал слух твой!

Царица южная, по свидетельству Писания, «пришла от пределов земли послушать премудрость Соломонову» (Мф.12:42; 3Цар.10:1- 8). Здесь, в храме Господнем, проповедуется не Соломонова премудрость, но премудрость Божия. «Христос, –» говорю я с апостолом Павлом, – «есть Божия Сила и Божия Премудрость» (1Кор.1:24).

Так не безответны ли будут во время Второго Христова пришествия, избегут ли в день оный страшного суда Божия, праведного гнева Божия и казни те, которые для слушания слова Божия не из дальних стран, но из ближних домов в храм приходить ленятся? Обличает таковых за такое нерадение и небрежение святой Иоанн Златоуст, и громко вопиет: «Когда от царя приходит кто с указом, все внимаете, когда же от Бога, Царя царей, приходит и с небес вещает пророк, никто не внимает. Одни надменны гордостью, другие ослеплены корыстью, третьи побеждены роскошью, четвертые утопают в лености, другие другими страстями одержимы; а в дом Божий на молитву и проповедь слова Божия о сколь немногие собираются!» Бог определил человеку шесть дней работать для исполнения собственных надобностей, и за эти шесть дней посылал Бог, как манну, прибыток и счастье в трудах наших. А седьмой день, то есть воскресный, освящен ради службы Самому Богу и прославления имени Его святого. Но многие имеют столь холодную любовь к Богу, создавшему и возлюбившему их, в такое бесстрашие перед Создателем своим приходят, что не только один день, но и один час в день тот послужить Богу, Создателю своему, в законе Его поучиться, спасительного слова Его послушать, ленятся, пренебрегают этим.

Я думаю, что если бы здесь преподавалось учение, каким образом тленное богатство собрать, временную честь и достоинство получить, в такую школу учиться не только бы сами родители приходили, но и детей своих приводили бы. А слушать того проповедника, который учит собирать сокровище нетленное на небе, который показывает путь к вечному блаженству, не только детей своих не приводят, но и сами отцы и матери не ходят.

Нужным и великим считают слушать, как сделать прибыль своего купечества, как оказать услугу какому-либо господину. А о том, как Богу угодить, как спасение души получить, как жизни вечной не потерять, как избежать вечной геенской муки, – о том менее всего помышляют! Не заблуждение ли это? Не крайняя ли слепота? Ищут тленное, а презирают нетленное! Ищут смертное, а презирают бессмертное!.. Ищут земное, а презирают небесное!.. Наверное, у таких людей или глубокий сон греховный, или крайнее прилежание к мирским вещам, от которых ни на один час освободиться не хотят.

Но знай, друг, что богатство мира сего, как поток реки, утечет; слава суетная, как дым, исчезнет; честь и достоинство, как полевой цветок, увянет вскоре. Только слышание слова Божия есть та «благая часть», которая, по слову Самой Предвечной Правды, Спасителя нашего, никогда «не отнимется» (Лк.10:42). Мало кто ищет Его, но почти все самопроизвольно неоцененного бисера сего, неотъемлемого этого сокровища, сами себя делают недостойными.

О, учителя! О, проповедники слова Божия! Как несчастны вы в нашем веке! Сколь мало имеете слушающих вас! Чтобы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие ни состояния не жалеют, ни денег, ни труда. А проповедники даром, без цены и серебра учат закону Божию, объявляют волю Отца Небесного, проповедуют слово Божие, которое наставляет, чтобы совершенно знали, во что верить, да и жизнь проводить подобную тому, чему веруется.

Но никто не слушает их! Улицы везде людьми наполнены, на торжище бесчисленное народа собрание, между лавками премногое людей множество, везде в компаниях довольно много собирается людей. Только на проповеди в храме Божием мало кто есть! Поэтому у таких христиан, которые удаляются от слушания проповеди, как вера, так и житие одинаковые. «Вера от слышания, –» по словам апостола, – «а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Где же найти ее? Где сообразные ее плоды? Где простота христианская? Где братолюбие, которого Христос от нас требует? Где кротость, где милосердие, где благость, где воздержание и прочее? И следов не видно! Напротив же того, отчего разбой, отчего хищение, отчего взятки, отчего кражи, отчего клятвопреступления, отчего прелюбодеяние и любодеяние, отчего клевета, осуждение, отчего пьянство и невоздержание, отчего лесть, обман и прочие им подобные беззакония, если не оттого, что закон Божий в крайнем находится незнании и презрении?

Все стараются Монаршие указы знать и их исполнять, так как за преступление всякому предстоит видимая казнь, а Божии указы, за преступление которых вечная предстоит казнь, мало кто старается знать и по ним поступать. Как это дело жалостно и страшно, сами вы рассуждайте! Я ничего не говорю об этом, а только удивляюсь неизреченному Божию милосердию и долготерпению. И при том признаюсь и подтверждаю, что благость Его всех нас на покаяние ожидает, если достойной за то преступление не посылает казни.

Но, может быть, кому-то не нравится проповедник, что не красиво говорит? Тому говорю я, что повеление Божие к проповедникам не в том состоит, чтобы они проповедью своею забавляли и увеселяли своих слушателей, но чтобы приносили пользу и врачевали их греховные раны.

Так в чем же состоит причина, которая удерживает многих от слушания слова Божия? В том, слушатели, нахожу я, что души их в плохом находятся состоянии. Ибо как когда желудок не принимает пищи, без сомнения заключаем, что он нездоров и требует лечения и исцеления, так, когда кто-то не хочет слушать слова Божия, которое есть пища душевная, – это известный знак того, что душа его расслабленна, разболелась и требует лечения и целительного пластыря. А знаете ли вы, слушатели, сколь драгоценная вещь – душа наша? За нее Единородный Сын Божий неоцененную Кровь Свою пролил. Вот как она дорога!

Показал бы я вам, слушатели, самый тот способ, как слово Божие питает души наши; объявил бы, как оно людей всякого чина в своей должности сохраняет, как в начальствующих насаждает правосудие, в подчиненных верность, как богатых поощряет к щедролюбию и подаянию милостыни, убогих – к терпению и великодушию, как родителей учит промышлять о чадах, чад – почитать и повиноваться родителям, как молодых в вере укрепляет, старых в надежде веселит, и во всех любовь к Богу и любовь к ближнему насаждает, растит, умножает.

Но кто хочет знать это, не ленись приходить в означенное время, и услышишь, и самую суть познаешь. Везде распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде встречают соблазны: соблазны в домах, соблазны на улицах, соблазны на распутьях, соблазны на путях. А глаза и уши, как двери некие, которыми всякое зло в храмину сердечную ударяет. Мир со своими прелестями вооружается; супостат дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8); плоть со страстями и похотями непрестанно восстает на душу. Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и месть и прочие душевные враги поднимаются. Против этих врагов надобно непрестанно христианину бороться даже до кончины жизни своей.

А как бороться, не имея оружия? Но как враги эти духовные, то есть против духа воюющие, так и оружие, которым они побеждаются, должно быть духовным. А это духовное оружие слово Божие показывает. Оно наставляет нас, как стоять против духов злобы поднебесных, как против плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов. Дивлюсь я премного тому, если кто посреди столь многих соблазнов, столь многих козней диавольских, христианское проводит житие, а в законе Божием не поучается. Да и едва ли такое может быть. Ибо как можно исполнять волю Божию можно, если ее не знать? И как знать, если слова Божия не слушать, в котором она открывается?

Потому подтверждаю: если хотите поступать осторожно посреди стольких соблазнов, если вам нужна жизнь вечная, если вы желаете получить царствие небесное, рай прекрасный, блаженство вечное, то не нерадите о слушании слова Божия. Сто шестьдесят восемь часов содержит в себе седмица. Отделите из этого числа один час на это богоугодное и спасительное дело, и, оставив все житейские попечения, и старые, и молодые, и богатые, и убогие, и отцы, и сыновья, стекайтесь в храм Господень ради слушания слова Божия.

Там вы услышите о Боге и о Его Божественных свойствах.

Услышите о чудном сотворении Им всего мира.

Услышите о начале рода человеческого.

Услышите о блаженном состоянии Адама, услышите о бедственном его же падении и изгнании из прекрасного рая.

Услышите о спасительном к роду нашему Божественном Промысле.

Услышите, как Сын Божий, благоволением Отца Небесного и действием Пресвятого Духа, нас ради воплотился от Святой Девы.

Услышите, как на земле с людьми Он пожил.

Услышите, как поношения, хулы, поругания, страдания страшные и смерть позорную претерпел.

Услышите, как из мертвых воскрес и на небеса вознесся, и сел одесную Бога Отца.

Услышите, что и опять придет судить живых и мертвых.

Услышите, что будет воздаяние праведным и грешным.

А какая отсюда польза! Несказанная!

Когда услышите о Боге, познаете и себя, кто вы есть.

Когда услышите о благости Божией, начнете любить Его.

Когда услышите о правде Его, начнете бояться Его.

Когда услышите о вездесущии Его, будете пред Ним везде честно ходить.

Когда услышите о всемогуществе Его, научитесь на Него одного уповать.

Когда услышите о премудрости Его, будете удивляться Ему.

Когда услышите о создании мира, узнаете благость, мудрость и всемогущество Божие. Благость – что Он все это создал не ради Себя; мудрость – что Он так удивительно создал; всемогущество – что из ничего создал.

Когда услышите о создании первого человека, познаете своего бытия начало.

Когда услышите о его падении и последовавшем за ним бедствии, узнаете, в какое состояние грех нас вверг, и так удобнее будете беречься его.

Когда услышите о возобновлении рода нашего, ясно увидите, как велико Божие милосердие.

Когда услышите о страдании и позорной смерти Сына Божия, ради нас принятой, уязвитесь к Нему любовью.

Когда услышите о Втором Его пришествии и воздаянии каждому по делам его, возымеете страх Божий, который вас отведет от всякого богопротивного дела.

Когда услышите о вечной муке, огне неугасимом, уготованном диаволу и аггелом его, всячески будете думать, как бы его избежать.

Когда услышите о блаженстве вечном, воспламенится сердце ваше к желанию и приобретению его.

Итак, что же этого нужнее и что приятнее? Не оставляйте, молю вас, не оставляйте столь нужного дела! Вы сами узнаете в себе великую перемену. Узнает всякий, в каком он состоянии находится. Увидит своей души скверну, и так будет омывать ее. Увидит наготу, и так будет стараться одевать. Увидит бедность и окаянство, и так будет искать блаженства. Наконец прибавлю: как если хотим болезнь телесную излечить, нужно ее прежде познать, так кто хочет душевную болезнь исцелить, надобно прежде ее познать, а она от слова Божия познается.

Впрочем, даже если двое или трое будут собираться, однако же учение преподаваться будет, и оно будет в большее обличение нерадивым и пренебрегающим. А проповедник не унывай от того, что мало слушающих, но трудись усердно во славу Божию и на пользу ближнего. Награда твоя не погибнет, но «велика будет на небесах» (Мф.5:12). Аминь.
 
Святитель Тихон Задонский. Слова, сказанные Воронежской пастве. Увещание жителям города Воронежа о хождении на катехизическое учение.  

Написать комментарий