Оптинский цветник

Оптинский цветник

Духовные наставления преподобного Илариона Оптинского.  Много учил преп. Иларион о незлобивом и безгневном перенесении оскорблений, учил принимать их с самоукорением, как посланные Промыслом Божиим за грехи наши для душевной пользы.

+ + +

Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда.

+ + +

Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.

+ + +

В ободрение скорбящих старец часто говаривал: Аще Господь по нас, кто на ны? (Рим.8:31).

+ + +

Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия.

+ + +

Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них.

+ + +

Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. «Замечания делай, – наставлял старец, – не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».

+ + +

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

+ + +

Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.

+ + +

Часто старец приводил изречение апостола: «Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает».

+ + +

Ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами; как писание святых отец говорит: «Бог дает молитву молящемуся», а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом.

+ + +

Ты, верно, понимаешь, хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.

+ + +

Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить.

+ + +

В помыслах самохваления - надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи.

+ + +

Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни, - кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну.

+ + +

Надеяться много на себя нельзя, могут попуститься скорби.

+ + +

О повседненой исповеди твоей пишешь, что... чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу, пиша о себе каждый день, и на сердце у тебя легко и хорошо, просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? В этом действует таинство откровения, или исповеди, которую ты пишешь, объясняя о себе как на духу. И сам ты видишь - томившая тебя страшная тоска по написании оставляет - и это всегда так бывает от откровения.

+ + +

На вопрос твой, какие надо исповедовать помыслы. - Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать.

+ + +

В соприкосновении другому лицу, хотя бы в случае оказания помощи, необходимо иметь осторожность и, касаясь, помышлять надо, что прикасаешься как к Самому Господу.

+ + +

Ты верно понимаешь, что ежели ты свое сердце умиротворишь к гнвающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.

+ + +

Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог - сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем.

+ + +

Грустить и загадывать вперед не надо, пользоваться будем настоящим и благодарить Бога.

Написать комментарий