НЕ ДОЛЖНО ОТЧАИВАТЬСЯ В СПАСЕНИИ

НЕ ДОЛЖНО ОТЧАИВАТЬСЯ В СПАСЕНИИ

Беседа о покаянии свт. Амфилохий Иконийский

Радуйтесь о Господе: и паки реку, радуйтесь:
кротость ваша известна да будет всем человеком
Фил.4:4.

Почему вы, сыны истины, присутствуя здесь во Святой и Кафолической Церкви, не перестаете печалиться?..

Знаю, знаю, что завистливый диавол обуревает ваше сердце нечистыми и скверными помыслами и помрачает разумное око души. Одним внушает нечестивые хулы и другие ужасные и нелепые мысли. В других влагает ереси, мрачные чувства, и, злобный, извращает для них таинства веры. Сих наклоняет к тщеславию, а тех вооружает против святых икон, называя их безполезными и ненужными. Иных подстрекает к любодейству и сладострастию и другим гнуснейшим порокам; особливо же в церкви, во время молитвы, уязвляет сердца людей слабодушных, не имеющих силы противоборствовать. А некоторых приводит к тому, чтобы не веровали безсмертной и животворящей Евхаристии и терзались от недоумений, изъясняя им, что это простой хлеб, простое вино, и более ничего.

Все сии преступные мысли для того так заботливо всеевает темный оный демон, чтобы каким-нибудь образом ввергнуть сердца человеческие в нестерпимую печаль и скорбь, от скорби привести в охлаждение и нерадение, от нерадения в отчаяние. Но умоляю вас, святая паства Великого Пастыря Иисуса Христа! не занимайтесь много наваждениями, происходящими от демона, и не обращайте их в предмет вашего размышления. Только не было бы осуществлено самым делом мыслимое. Только не было бы приведено в действие всеваемое в душу вашу, – и семя врага тотчас будет попрано.

Но если ты и примешь семя его, то есть, злые помышления, умертви оные упражнением в Слове Божественном, духовным бодрствованием, страхом смерти, притрепетным воспоминанием Суда; – и он пожнет солому и прах.

Ибо все то зло, которое ты помышляешь в каждый день и час – знай и помни – посевает в тебе сатана по древнему своему обычаю, хитростью стараясь тайно обмануть твое чувство и после ввергнуть тебя в пропасть.

Но, может быть, ты спросишь:
– Если все таковые страсти успел уже посеять во мне диавол, то что я буду делать, обремененный и отягченный таким множеством беззаконий?
– Кайся, брате, трудись в духовных подвигах, и опять поставлен будешь в прежнее твое состояние.
Но скажешь:
– Сомневаюсь, буду ли принят в покаяние, ибо осквернил святое Крещение и боготканную одежду очернил.
– Что ты осквернен – знаю, любезный! Впрочем, раскайся, и, я твердо уверяю тебя, ты будешь принят. Мы примирим тебя с Богом, не бойся. Имеешь спасение, имеешь покаяние. Только откажись от греховной своей работы. Чрез нас Сын Божий отверзает рай. Только покайся. Только обратись. Хотя мы, предстоятели, и сами грешники, но Христос Бог наш с величайшим благоволением вручил ключ от рая в руки нас, смиренных (Мф.18:18). Посему с упованием раскайся, и получишь прощение от Того, Кто имеет власть на земле отпускать грехи.

«А что есть покаяние? – спросишь. – Я не имею о нем ясного понятия, поскольку никогда не упражнялся в нем». Хочешь, я изъясню тебе, в чем оно состоит? Не вкушай неумеренно, подобно безсловесным; не упивайся каждодневно; возлюби пост, слезы, прилепись сильнее к молитве, чаще будь в церкви, и найдешь успокоение для души твоей. Не слушай тех, которые говорят: «Какая польза целый день молиться?» Так говорить научает некоторых диавол, дабы вовсе обезсилить дух молящегося. Ибо род страстей и демонов ничем другим не изгоняется, кроме молитвы и истинного пощения.


Посему, спеши в церковь, торопись к исповеданию; повергнись в объятия Божии, ибо врата Божие прообразуют объятия Бога и Отца. Такова Церковь. Никого не отвергает, но всех принимает, всех вмещает в лоно свое, всех утешает, всех лобызает, всех объемлет, поскольку драгоценна для нее польза каждого.

…Видишь славу покаяния? Удивительно действие его. Почему и мы, как можно скорее примемся за оное: поскольку нет ничего равного, ничего подобного, ничего скорейшего к уврачеванию душевных ран. Начнем же покаяние, пока живем. Ибо оно даровано нам только в сей жизни, доколе носим смертное сие тело. А бездейственность в мiре сем произведет в день суда ужасную скорбь в тех, которые дремлют в оной.

Итак, умоляю: потрудимся, в подвигах духовных, поработим и тело трудам и подвигам духа, дабы с многим усердием и усилием собрав для себя в путь благое и полезное, перешли к нескончаемой жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Слава Ему и держава ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Написать комментарий