ПЕРВОПРЕСТОЛЬНИК ВОРОНЕЖСКИЙ

ПЕРВОПРЕСТОЛЬНИК ВОРОНЕЖСКИЙ

Житие святителя Митрофана
Св. Митрофан, во святом крещении Михаил, родился в ноябре 1623 г. в области нынешней Владимирской губернии. Его благочестивые родители предположительно принадлежали к духовному званию.

Половину своей жизни угодник Божий провел в мiру: был женат, имел сына Иоанна и проходил должность приходского священника. Местом пастырского служения иерея Михаила было с. Сидоровское.

На сороковом году своей жизни угодник Божий лишился супруги и тогда же решил отречься от мiра, чтобы безпрепятственно служить Богу. Он поселился в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Здесь в 1663 году он был пострижен в иночество с именем Митрофана.

Несмотря на старание подвижника укрыться от славы человеческой, богоугодная жизнь его сделалась известна, его просили стать игуменом соседнего Яхромского Космина монастыря, что и исполнилось в июне 1665 г. Там святой настоятельствовал почти 10 лет. Насаждая среди братии дух благочестия, святой игумен заботился и о внешнем процветании обители.

В 1675 г. управлению св. Митрофана, как «мужа благоговейного и добродетельного», патриарх Иоаким (патр. 1674–1690 гг.) поручил другой, более обширный и славный Унженский монастырь во имя Живоначальной Троицы прп. Макария, основателя обители, которая пользовалась милостью царей дома Романовых – Унженские игумены имели личный доступ к царю и патриарху. Св. Митрофан управлял там почти 7 лет.

В 1677 г., по повелению патриарха Иоакима, Унженский игумен «дозирал святыя церкви в ветлужских селах», раздавал безденежно служебники новой печати, стал первым десятильником Унженской десятины.

Благоговейная любовь и уважение к св. Митрофану побудили царя Феодора избрать (2 апреля 1682 г.) его во епископа Воронежской епархии, которая была учреждена на Московском Соборе 1681–1682 гг. в числе мер для борьбы с усиливавшимся расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения. Святителю было тогда 58 лет и управлял он там еще 20 лет.

Тяжелый подвиг епископского служения для св. Митрофана увеличивался нестроениями его новоучрежденной епархии. Воронежский край был лишь недавно заселен, притом невольными и беженцами. Многие христиане того края не только носили языческие имена, но и жи¬ли по язычески: сильно пьянствовали, порочно жили, не уважали святыни и духовенство. К тому же Придонский край был одним из излюбленных убежищ для раскольников (после раскольничьего бунта 1682 года, старообрядцы признавались не только заблуж¬дающимися в вере, но и государственными преступниками), они всячески скрывались там и соблазняли к себе легковерных. Также монастырская жизнь этого края была обмiрщвленная, обители более походили на поместья, монахи своевольничали.

Под мудрым управлением свт. Митрофана все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену.

Среди постоянных подвигов епископского служения престарелый святитель приблизился ко гробу. 1703 год, когда святитель Митрофан достиг 80-летнего возраста, был последним годом его богоугодной жизни. 2 августа постигла святителя Воронежского тяжелая болезнь, от которой он уже не оправился. 10 августа болезнь усилилась, и святитель облекся в великую схиму с именем в честь прп. Макария Унженского. Характерно, что при присутствии в то время в Воронеже врачей, иностранцев и русских, он св. Митрофан не обращался к их помощи, но искал облечения своим страданиям у небесного Врача: в течение болезни угодник Божий неоднократно прибегал к таинству елеосвящения и, конечно, приобщения Святых Христовых Таин.

Без печали оставлял святитель этот мiр: не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых было мало в его подвижнической жизни. В сане епископа он получал значительные доходы и мог бы устроить жизнь свою с большими удобствами. Но святитель Митрофан не считал своими получаемые деньги, помня ту истину, что «церковное богатство – нищих богатство». В своей келейной жизни он был прост чрезвычайно, почти до убожества. Пища святителя ничем не отличалась от пищи служителей архиерейского дома: она готовилась из припасов, доставляемых из вотчин епархии. Вина святитель не пил, оно покупалось на праздники для гостей, особенно при приеме царя и его свиты, когда и стол Воронежского святителя был более изыскан. И одевался святитель очень просто.

Память смертная, как верный страж, охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяя в него жажду вечного. Этой же постоянной мыслью о смерти объясняется и тро¬га¬тельная черта в жизни святителя – его заботливость о поминовении всех умерших безвестной, безгодной и горькой смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности пожертвовать на свое поминовение.

Расставаясь с паствою, св. Митрофан обращается и к ней с последним наставлением:
«Употреби труд, храни мерность — богат будеши.
Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши.
Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».


(Из духовного завещания святого Митрофана).

Почил великий святитель земли Русской Митрофан 23 ноября того же 1703 года.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий