«Всероссийское совещание ревнителей чистоты Православия»: комментарий священника

«Всероссийское совещание ревнителей чистоты Православия»: комментарий священника

В московском центральном доме туриста 7 сентября с.г. состоялось «Всероссийское совещание ревнителей чистоты Православия», посвященное проблемам намеченного на 2016 год т.н. Всеправославного собора. Основным организатором совещания выступил глава движения «Сопротивление новому мировому порядку» В.Н. Осипов. В мероприятии приняли участие представители духовенства Русской Православной Церкви, политики, ученые, журналисты, а также православные христиане из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Молдовы и Новороссии. Сайт движения «Сопротивление новому мировому порядку» продолжает выкладывать в сети видеоматериалы форума. А мы попросили прокомментировать итоги его работы священника Александра Фокина.

Совещание стало следующим этапом в борьбе православной общественности против готовящегося Всеправославного антисобора. По сравнению с «круглым столом» 12-го апреля с.г., посвященным этой же теме, оно собрало более широкий круг участников, стало представительнее, что помогло вывести обсуждение темы предстоящего собора на новый, более высокий уровень. Это подтверждается тем резонансом, который вызвало это совещание. Также состоялся плодотворный обмен мнениями докладчиков и других участников. 

Наиболее кратко и емко сложившуюся в нашей Церкви и в мире ситуацию выразил депутат С.Н. Бабурин, который сказал: «Сейчас решается вопрос: быть или не быть Православию». Конечно, даже если Восьмой собор состоится и на нем будут приняты решения о противоканоничных церковных реформах, Православие не исчезнет, ибо Господь сказал: Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Если быть уточнить высказывание Сергея Николаевича, то сейчас решается вопрос: быть или не быть в Православии Русской Православной Церкви и другим Поместным Православным Церквям, сохранится ли возможность для спасения нашего и наших ближних в бытовых условиях мира сего или же Церковь уцелеет в отдельных островках, как, например, Афон – остров православной святоотеческой традиции в обновленческом Константинопольском Патриархате. Это ключевая тема всего совещания, на котором как раз православной общественностью и обсуждались ответы на вопрос - что делать, чтобы Православию у нас быть и нам, а также нашим родным и близким быть в Православии. 

Однако представляется, что эта главная тема раскрыта не столь подробно и полностью, как бы этого хотелось. Некоторые докладчики затронули ее вскользь, и лишь одна докладчица перед перерывом на чаепитие посвятила весь свой короткий доклад этому вопросу. Если обобщить все инициативы, предложенные всеми докладчиками, то были предложены следующие меры: молиться по соглашению, бороться со своими страхами и трусостью, составить список сторонников Восьмого собора среди нашей иерархии и начать против них борьбу , обратиться к государственным властям с указанием опасности экуменизма для национальной безопасности. 
Между тем этому ключевому вопросу необходимо уделить более пристальное внимание.
Дважды в истории России - в XV и в XIX веках - возникали сходные моменты: быть или не быть Православию. В XV веке ересь жидовствующих грозила уничтожить изнутри Русскую Православную Церковь. Свт. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий выступили на защиту Православия. В арсенале их средств были только молитва, пост и слово правды письменное и устное. Преп. Иосиф рассылал письма верным архиереям, а также написал и распространил фундаментальный апологетический труд «Просветитель», в котором полно и всесторонне исследовал и опроверг ересь жидовствующих. Свт. Геннадий употребил еще свою архипастырскую власть, подвергнув еретиков суровому наказанию. При помощи этих трех-четырех средств в продолжение двадцати лет они сумели одержать победу.
В XIX веке свт. Иннокентий Пензенский и архим. Фотий (Спасский) повторили их подвиг, выступив против масонской революции, угрожавшей как Церкви, так и государству. Коварству врагов свт. Иннокентий противопоставил слово правды и мужество в терпении гонений за обличение зла. Его ученик архимандрит Фотий свою борьбу также начал со слова. Он обличал ереси, расколы, секты и тайные общества в книгах, беседах, проповедях, наставлениях, письменных обращениях в органы светской и церковной власти. В своих письмах на эту тему он раскрывал тайные планы врагов, узнавая их через преданных ему людей. В частности, новгородский архимандрит разъяснял зловещие планы тайных обществ, приводя цитаты из изданных ими книг. Затем сборники цитат были представлены Императору. Кроме того он разрабатывал проекты правительственных документов, содержащих меры противодействия врагам. Перед аудиенциями подвижник молился препд чудотворной Казанской иконой Божией Матери, прося помощи у Царицы Небесной. Идя по лестницам Зимнего дворца, он крестил себя и окружающее пространство на все стороны, дабы отогнать «толпы сил вражиих, живущих здесь». Чтобы его борьба увенчалась успехом, он дал Богу обет построить храм. Когда у него предстояло объяснение с Царем из-за анафематствования его друга кн. Голицына, изгнавшего и низведшего в могилу двенадцать ревнителей Православия, он благословил братию своего монастыря поститься и молиться. И хотя на жизнь о. Фотия было много покушений, и церковная иерархия первоначально его гнала, но Господь хранил его и даровал успех в его борьбе, отодвинув революцию в России почти на 100 лет. Архим. Фотий дожил до дня этой Победы, в честь которой и воздвиг в своей обители храм. 

Суммируя средства, при помощи которых святители Геннадий Новгородский и Иннокентий Пензенский, а также преп. Иосиф Волоцкий и архим. Фотий одержали победу над ересями, можно их привести в следующем порядке: 

1.Духовные: твердое стояние в Православной вере без уклонений в ересь, раскол и обновленчество, молитва, в том числе и перед чудотворными иконами; пост, в критических случаях -соборный пост; служение подряд продолжительное время Литургий, проповеди, беседы, обращения, написание книг, составление апологетических сборников с анализом лжеучений, крестное знамение, исповедническая решимость претерпеть гонения за правое дело.
2.Отдельно следует обратить внимание на такое духовное деяние архим. Фотия, как его обет Богу о строительстве храма. Его дерзновение и вера в успех своей борьбы во многом была обусловлена твердым упованием на то, что Господь непременно подаст ему помощь. Может быть я ошибаюсь, но изречение участниками совещания такого или какого-либо иного посильного обета придало бы движению против Восьмого разбойничьего собора духовную мощь и привлекло бы к нему небесную милость и помощь.
3.Еще можно указать на следующее духовное средство, встречающееся в житиях святых. В одном городе скончался епископ, и жители с благословения своих духовников наложили на себя трехдневный пост, испрашивая себе достойного архипастыря, и Бог даровал им Владыку святой жизни. Можно было бы и ревнителям Православия с благословения своих духовников договориться о времени трехдневного поста и в это время всем просить Господа и Матерь Божию о защите Православия хотя бы словами молитв, приведенных в приложении. Можно также читать акафисты: Божией Матери пред ее Владимирским образом, преп. Кукше Одесскому, преп. Иустину Челийскому, свт. Николаю Чудотворцу, свт. Спиридону Тримифунтскому, свт. Геннадию Новгородскому, преп. Иосифу Волоцкому, свт. Иннокентию Пензенскому и другим ревнителям Православия, прося их помощи и заступления.
4.Материальные: разведка планов и действий врагов с помощью преданных Православию людей, обращения к органам власти, создание проектов правительственных документов. Все указанные средства было бы полезно употребить и нам в нашей борьбе за Православие.
5.К этому можно присоединить средства из опыта борьбы современных отцов и братий – проведение конференций и совещаний, издание книг, брошюр, выпуск аудиопередач и видеофильмов, посвященных как предстоящему собору в целом, так и отдельным темам, входящим в его повестку.

Напомним эти темы: 
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Следует отметить, что, к сожалению, потенциал совещания был реализован не полностью, конечно, не по вине организаторов, а по нашей всеобщей человеческой ограниченности, а также по недостатку времени или информации. На форуме была всесторонне раскрыта тема ереси экуменизма, но это всего лишь две из десяти тем соборного каталога (8-я и 9-я). Прочие темы остались за рамками внимания участников совещания.

Но представим себе ситуацию (конечно, практически невероятную), что собор откажется от обсуждения 8-й и 9-й темы, а примет обновленческие решения по всем остальным пунктам: новый календарный стиль будет введен во всех Поместных Православных Церквах, Константинопольский Патриарх приобретет дополнительные властные прерогативы и получит полный контроль над диаспорами всех Поместных Церквей, а также единоличное право предоставлять церковную автокефалию и автономию – вопросы, входящие в тему так называемого «восточного папизма». Посты будут урезаны и сокращены, мирянам будет «соборно разрешено» «совокуплять овцу с волком»  -- православным христианам сочетаться браком с иноверцами и еретиками, духовенству вступать в повторный брак, а епископам быть женатыми. Наконец, по последнему, типично масонскому пункту -- вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы – если будет принято положительное решение, что этот вклад велик, не падение ли это для Вселенского Православия? Не признание ли его капитуляции перед его вековым врагом – мировым масонством? И вообще, какое отношение к Православию имеет этот пункт? И разве выиграет Православие от принятия всего комплекса этих обновленческих решений? Разве не станут они катастрофой даже без легитимации ереси экуменизма? На все вопросы ответ один – нет. Принятие всего комплекса таких решений станет свидетельством совершения обновленческой революции в Православии. А между тем эти вопросы либо вовсе не были затронуты на совещании, либо освещены недостаточно. Будем надеяться, что это не последнее совещание и следующий форум разберет все эти проблемы.

Ведущая совещания Е.Ю. Чепурная смиренно признала перед прот. Всеволодом Чаплиным, что организаторы совещания не богословы и поэтому было принято взвешенное благоразумное решение взять за основу для итоговой резолюции форума итоговые документы Всеправославного совещания 1948 г. в Москве. При этом следует отметить, что действительно на указанном совещании было принято много хороших решений, но и оно практически не затронуло указанных нами тем. 

Возникает вопрос, а где же наши богословы -- бывшие и действующие преподаватели духовных школ такие, как диак. Владимир Василик, прот. Константин Буфеев и некоторые другие, а также редакторы и авторы сайтов «Православный апологет», «Благодатный огонь» и других, которые обладают возможностью и компетентностью для разбора этих тем? Почему они молчат? Или им безразлична реформация Православия, которая ожидается на предстоящем соборе? Будем надеяться, что это не так.

Таким образом, для богословов, писателей, публицистов и журналистов, ревнующих о чистоте Православия, остается еще огромное невспаханное поле по разработке указанных в соборном каталоге тем с позиций церковного законодательства и святоотеческого наследия и предания. По каждой теме можно и даже необходимо провести исследование: каким образом освещает Слово Божие, церковные каноны и Святые Отцы эти вопросы. С указанными священнослужителями и другими поборниками чистоты Православия можно побеседовать, попросив их подробно  рассмотреть, разобрать все десять тем вместе или каждую в отдельности.

Другой момент. В начале совещания один из участников доложил, кому были разосланы приглашения: среди адресатов числились Патриархи всех Поместных Церквей, епископат, Президент РФ, депутаты Госдумы. Из них на мероприятии практически никто не присутствовал за исключением вышеупомянутого С.Н. Бабурина и главы Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволода Чаплина, потому что большинство из них поддерживают политические и церковные реформы. Но в каждой Поместной Церкви есть люди или группы людей ревнителей чистоты Православия, такие, как Общество блж. Матроны Московской в Молдавии. В Болгарской Церкви есть свящ. Божидар Главев, который ведет сайт «Буди верен». В Польской Церкви есть Елена Владимирова, редактор интернет-ресурса «Защитник Православия» и другие ревнители благочестия, которые в меру своих сил и возможностей борются за чистоту нашей веры. К тому же у Польской Православной Церкви есть положительный опыт календарной контрреформации. В Грузинской Церкви служат священники и существуют даже целые общины, которые в свое время нашли убедительные аргументы для своего священноначалия, которые побудили его к выходу из ВСЦ. Их опыт, их советы были бы драгоценны для России. И в Сербии есть свои верующие, которые твердо стоят за чистоту Православия, не уклоняясь ни в ересь, ни в раскол. Наконец, в Петербурге работает православный депутат городской думы В. Милонов, известный как инициатор многих замечательных законопроектов, некоторые из которых уже превратились в законодательные акты. Были ли разосланы им приглашения? Об этом докладчик не сообщил. И, вероятно, эта возможность не была до конца реализована.

Подытоживая рассмотрение решений совещания, следует отметить, что оно может стать хорошим началом обсуждения наболевшей темы предстоящего антисобора, чреды православных форумов, на которых, будем надеяться, со временем удастся выработать достойный ответ всем внешним и внутренним врагам Церкви, поставившим ее в условия, когда решается вопрос, устоят ли отдельные Патриархаты в чистоте Православия или же пополнят список еретиков, раскольников и отступников, возглавляемый Ватиканом.
 
______________________________________________________________
Приложение

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО, О СПАСЕНИИ ЦЕРКВИ ВО ВРЕМЕНА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕРЕСИ
О, Пречистая Владычица Богородица! Ныне по грехам нашим на Православную веру наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими Православие!


МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ ПРОТИВ «ВОСЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА»
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл если пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя о утолении скорби нашей за Церковь нашу Православную и народ Твой. 
Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй ниспадающия, призри милостивым Ти оком на Церковь нашу Православную и народ Божий и сокруши благодатию Твоею богомерзкую и богопротивную всеересь экуменическую, на земли Российстей и во всех Поместных Церквах служителями антихриста рас пространяемую, и избави нас от насильства, попрания и осквернения от нечестивых еретиков.
 Да сокрушатся и разорятся все престолы, вертепы и козни тайных и явных еретиков, иудействствующих, папистов и протестантов, экуменистов, сектантов и обновленцев, униатов и раскольников, хотящих поколебать уставы и устои Церкви Твоей Святой и обновить ее по стихиям мира сего и по суетности своего падшего разума, растленного грехом. 
Яко Иуда_предатель, Арий, Несторий, Евтихий, Ориген с легионами своими и все сонмище еретическое и раскольничье, боровшееся против Церкви Твоей в прежние века, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси и вся нечисть и мерзость еретическая и раскольничья от лица Святой Руси и народа Божия. Ей, Владыко наш Господи, рекий учеником Твоим: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей», не остави нас, якоже и братий и сестер наших во всех Поместных Православных Церквах, во гресех наших погибнути, но ослаби, остави, очисти и прости вся беззакония наша. Покрый благодатным покровом Твоим Церковь Твою Святую Соборную и Апостольскую, иерархию, духовенство, благочестивое монашество и народ Божий,
и защити нас от коварства и лукавства еретиков, задумавших ввести свои нечестивые учения, уставы и обычаи в богослужение, церковную жизнь, Православное вероучение и законодательство, устав поста, правила совершения брака и прочие святоотеческие постановления и учения нашей Церкви при посредстве «волчьего» вселукавого соборища. Обрати в ничто все козни и злоумышления Константинопольского Патриарха Варфоломея и его сонмища, чающего утвердить римского папу и себя во главе Церкви Твоей, коей Ты – единый и истинный Глава. Запрети наглой еретической и раскольничьей нечисти, пожени их бурею Твоею и гневом Твоим смути я, блесни молния и разжени я, исполни лица их безчестия, да постыдятся и смятутся в век века, да посрамятся и силою судеб Твоих гордость их да сокрушится, Имя же Твое Святое да прославится в нас, недостойных, и во всей Вселенной и во всех людех Твоих.
Еще молим Тя, восстави нам Престол православных Царей, да поставлен будет удерживающий всякую ересь, зло и неправду, умножившуюся в стране нашей. Да очистит он Церковь Твою Святую от всех неистинных еретичествующих архиереев и лжепастырей, волков в овечьих шкурах, губящих стадо Твое. Воздвигни нам мужей силы и разума, да не возмогут противиться все противляющиеся нам. Избери и соделай, кого Сам хощеши, орудием Своим в сии времена смутные на пользу Церкви, грядущему Царю и
Отечеству.
Господи Боже Спасителю наш, сердцем сокрушенным к Тебе припадая, просим Тя: спаси, сохрани и утверди благодатию Твоею Православие, на которое наступает вера еретическая. Обольщенные обрати и на путь правый настави, малодушныя укрепи, маловерные утверди и духом Твоея ревности воспламени, неверующих и неправоверующих светом Твоей веры просвети, да не погибнем от козней еретических сатанинских. Сего ради к Тебе прибегаем, яко Ты еси Бог наш и разве Тебе иного не вемы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.


Написать комментарий