Иди с миром и надежду имей

Иди с миром и надежду имей

Из эпистолярного наследия преподобного Феодора Санаксарского. Адресовано настоятельницам и сестрам Арзамасской и Алексеевской общин.
Милость Божия да будет со всеми вами! Ныне от вас следует мое отлучение, но вы о том, конечно, не печальтесь, понеже все не без воли Божией совершилось, а мы не можем оной сопротивляться и не постигаем Божий о нас Промысл; а более всего должно нам знать, что Божественные судьбы ведут нас к совершенному терпению, без коего нет нам спасения. Итак, не печальтесь, а радуйтесь, что до такой скорби благость Божия нас доводит, тем более, что она пришла совершенно безвинно, а за одно обличение человеческого нечестия и вопиющей на Небо несправедливости, что мы по обязанности нашей всегда о том говорить должны и не токмо страдать, но и умирать готовы.

Хотя мы и страдаем, но за все благодарим вышнюю благость Господню и вас всех в сохранение Создателю поручаем. О содержании вашем братству [Санаксарского монастыря] приказано.
Иеромонах Феодор. Июня 12 дня 1774 года
 ***
Милость Божия да будет со всеми вами! Ныне вам объявляю, что конечное мое от вас отлучение в обитель Соловецкую совершается. Но вы, прошу вас, о том не печальтесь, но совершенно полагайтесь на волю Господню, понеже что случается, то, конечно, не без воли Божией совершается. Я же не только тем не огорчаюсь, но паче радуюсь, что от многих печалей получил свободу и совершенное духу моему спокойствие. Вас же всех поручаю хранению Божию.
Монах Феодор. Июля 19 дня 1774 года

***
Милость Божия да будет с тобою! Письмо твое получил, в котором слышу единственно вопль твоей печали о моем отлучении. Ты токмо чрез сие более прогневляешь Господа Бога; а я всегда тебе о том толковал, чтобы во всем была покорна Его святой воле. Да и как же ты воспротивишься Его определению? Много погрешишь унынием и неуместною печалию. Пишешь, что постараешься взять свидетельство о твоем дворянстве, для свободного проживания: то впредь хотя и можно, однако ныне еще в том нужды не следует. Живи доколе на одном месте, меня еще в ссылку [в Сибирь] не послали; да и тебе, друг, далече бродить за мною не след. Всем нам готовится вечная дорога; даруй, Боже, чтоб ту нам прейти безбедно, да там быть вместе вечно, о том проси благодать Господню, а так много не крушись; может быть, по времени и все пройдет.

Божие благословение да будет с тобой!

***
Мария Петровна! Милость Божия да будет с тобою! Ты просишь объяснения на мои слова; я тебе писал о причастии Святых Тайн в таком намерении и о таких людях, которые в небрежности всю жизнь провождают даже до самой смерти и Тайн Святых приобщаются, а грехов своих не объявляют и нисколько в них не раскаиваются; на таковых подлинно следует слово апостольское: «Иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недосгпойне, повинен будет Телу и Крови Господни... Ядый бо и пияй недосгпойне, суд себе яст и пиет... Сего ради в вас мнози немощни и недужливи и спят довольни», то есть помрачаются паче, а не просвещаются (1 Кор. 11, 27-30). Аще же таковые в небрежности своей и при конце жизни Тайн Святых приобщаются, но грехов своих не освобождаются, понеже даже и до конца в беззакониях проводили житие свое, Святых Тайн приобщение таковых может быть печатию христианства, и потому поминовением церковным бывает им от Бога некоторое прощение и свобода, о них то мое слово к тебе было, а не о всех равномерно, которые и весьма стараются о своей жизни. Сии аще в чем и погрешают, то паки покаянием и Святых Тайн приобщением от того освобождаются, а впредь всячески себя от такового падения сохраняют и тем Святых Тайн приобщением паче вразумляются и укрепляются.

Слышу еще твое рассуждение, будто что собрала в келье, то ныне, будучи начальницей, потеряла, и в том, друг, конечно, обманулась. Не собрала в келье, а сидела токмо на одном месте; а ныне стоишь на войне, так ныне врага побеждай, а не за печкой сидя хвались безмолвием; а сия война и мнимый мятеж много лучше твоего безмолвия; посему и сама себя рассмотри: что келья твоя принесла тебе доброго? Поистине ничего! Ныне же, когда вышла на войну, так надлежит тебе не скучать, но всему военному делу обучаться, то есть послушанию, смирению и терпению. Злополучием душевным должно считать токмо один грех, а мое от вас отлучение не может и не должно быть вам злополучием, поелику учитель вам вначале Господь, а потом Божественный закон. От незнания боишься погрешить; но кто в неведении согрешает, на того Господь не гневается, а берегись паче всего своей небрежности и лености.

Иеромонах Феодор
 
***
Мария Петровна! Милость Божия да будет с тобою и со всеми вами! Пишешь о своей болезни и что ожидаешь смерти. Так если по воле Божией она придет, отпущаю, иди с миром и надежду имей к получению милосердия Господня, по твоему к нам послушанию и открытой совести; а ежели когда в чем и пороптала и поленилась, оное тебе прощаю, и Господь того на тебе не взыщет. Думаешь, поелику болезнь тебе приключилась от печали, то и будет тебе бесполезна, это твое мнение не годится; от чего бы болезнь ни случилась, если переносишь ее терпеливо и притом уверена, что она тебе от Бога послана, тогда она будет в совершенную пользу. А я хочу тебя отпущать с радостию к Отцу Премилосердному и Господу. Знаю твою душу, и того ради с надеждою тебя отпущаю к получению милости Божией. И сестрам скажи, чтоб о смерти твоей не печалились, а паче бы согласились с волею Господнею, да о своих душах старались, и не временно только, а вечно видеть тебя желали и о том бы просили благость Господню. Впрочем, мой друг, поручаю тебя в волю Божию. Божие благословение да будет с тобою и со всеми вами!

Иеромонах Феодор
Источник: Журнал "Русский инок"

Написать комментарий