Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(13-11-2014, 00:04)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных

ЧАСТЬ ВТОРНовая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковныхАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА IV: ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

Продолжение начало здесь


§ 16 НА КАНОНЕ ТРИ ЕКТЕНИИ

Во время канона Церковь положила три ектении, образуя этим, в честь Троицы, три статьи в каноне. Те же мысли и то же содержание, какое заключается в сих девяти песнях, находятся и у преподобного Иоанна Дамаскина и изображаются во всех его ирмосах и в канонах всех гласов, помещенных в Ирмологии.

Узнав содержание всякой песни, мы легко можем понять, почему Церковь опускает вторую песнь: «Вонми, небо, и возглаголю…» в течение всего года. В ней заключается не пение какое-нибудь к Богу, но обличение и угрозы развратным и непокорным иудеям. Посему Церковь и повелевает петь сию песнь в одно только время Четыредесятницы, в которое угрозами и печальными предсказаниями старается устрашить грешников, дабы через то возбудить их к покаянию. Причину сию полагает и Зонара: «Опускается же вторая песнь потому, что она не есть песнь Богу, но воззвание и угроза иудеям, изобличение их нечестия и предсказание казней, имеющих их постигнуть».

Посему, хотя и во всяком каноне, сообразно с девятеричным числом, заключается, кажется, и песней девять, но второй песни в числе их, кроме Четыредесятницы, нигде не находится. И это опущение не должно считать погрешностью, но сделано оно по вышеприведенной причине. Почему и в Ирмологии над сею второю песнию показано: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогда же стихословится, токмо во единой Четыредесятнице».

НА ВОСЬМОЙ ПЕСНИ ВМЕСТО «СЛАВА…» ГОВОРИТСЯ «БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА…» И ПРОЧ.

На конце всякой песни последний тропарь есть Богородичен, который полагается из особенного усердия к Пресвятой Богородице Деве и составляется соответственно содержанию, заключающемуся в тропарях.

На всякой песни, при втором от конца тропаре, полагается «Слава…», а при последнем, Богородичне – «И ныне...». Но на восьмой песни «Слава…» отлагается, а вместо того читается «Благословим Отца и Сына…» и проч. и в катавасии прибавляется «Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви...». Этим показывается, что три еврейских отрока первыми словами теми изобразили некогда Троицу, а вторыми прославили воплощение Христа Господа. Потом, после восьмой и перед девятой песнию, воспеваем Виновницу и Посредницу воплощения Христова, восклицая: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Святитель Симеон Солунский (в гл. 349) пишет: «Сладкопесненно и громогласно поется вся песнь святых трех отроков с „благословите" (седьмая и восьмая), через которую они словами „Благословим Отца и Сына и Святаго Духа…" в пещи прославили Троицу, а словами „Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви…" – воплощение Христово. Поелику все благое получили мы от Единого Бога Всесвятой Троицы и Слова, Единого от Троицы, Им мы воззваны от великого падения, восстали, озарены истинным Его светом и вознесены на Небеса: то тотчас, в девятой песни, воспеваем и Виновницу воплощения Слова, говоря: „Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим"».

Наконец, так как самое воплощение последовало в Новом Завете, то оно и возвещается не словами Ветхого, но словами Нового Завета и собственными словами Богоматери: «Величит душа Моя Господа…» и проч. Святитель Симеон (в гл. 310) пишет: «И в девятой песни, и пред нею, поется песнь Честнейшая всех, единой Всенепорочной, Пресвятой и Чистой Богородице и Преславной Марии, песнь пророческая и богословская, священная и святейшая из всех песней, ибо она изречена о неискусомужном Рождестве Ее, через которое Воплотившийся восприял нас по обещанию, данному Аврааму, как Нового Израиля».

ИРМОС

Ирмос происходит от глагола «ειρω»«связываю», «соединяю», и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни.

Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому для пения они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны.

Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «Ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями», т. е. чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Святитель Марк Ефесский говорит: «Ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны святого Дамаскина пишет: «Ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь».

Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в § 9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется перед тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари.

Что сказано об ирмосе и подобнах, то надо разуметь и о том, когда канонарх перед стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен или поет «Да исправится…»; или когда один из стоящих на клиросе поет «Во Царствии Твоем…»; «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа»; «Заповеди Твоя…»; «Помилуй раба Твоего…»; «Имя Твое…», «Аллилуиа» и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».

Продолжение следует


Удивительное явление правосудия Божия в наше времяСуществует две категории людей: одни учатся на чужих ошибках, другие – на своих. Обучение на чужих ошибках требует изучения истории Ветхого и Нового Завета, а также церковной истории. Для этого необходимы определенное время и усидчивость. Зато человека, который уделит этому достаточное внимание, полученные знания предохраняют от стратегических ошибок. Другой путь на первый взгляд представляется легче. Не надо напрягаться, прилагать какие-либо усилия...

Всеобщая чипизация не за горами?В начале 2000-х годов (и до сих пор) то и дело активно появляются и распространяются новости о чипизации - ненавязчиво, аккуратно и причем исключительно с положительной точки зрения с намеком на удобство и даже необходимость. Вырисовываются две предпосылки чипизации: - искусственная и - естественная. К искусственной можно отнести прежде всего попытку целенаправленно, без резких вмешательств, методично подвести людей к осознанию того...

Назначена дата Всеправославной встречи по «украинскому вопросу» в АмманеВстреча глав и представителей всех Поместных Православных Церквей для обсуждения сложившейся на Украине ситуации пройдет в Аммане 26 февраля, сообщил в пятницу, 14 февраля, секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Какие конкретно Церкви приняли решение об участии во встрече, пока неизвестно. Точно о своей участии заявил Патриарх нашей РПЦ МП Кирилл.

Легализация игорного бизнеса на Украине - удар по славянскому миру16 января Верховная Рада легализовала игорный бизнес на Украине, как того давно требовал МВФ, как обещал Зеленский. Под действие этого закона подпадают обычные и онлайн-казино, букмекерские конторы, покер в Сети, и т.д. Этот масштабный проект разорения населения и сведения его с ума игроманией поддержали 260 депутатов, в основном – из «Слуг народа», только не нашего… На этом примере еще раз становится очевидным...

Календарь

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Февраль 2020 (36)
Январь 2020 (108)
Декабрь 2019 (133)
Ноябрь 2019 (143)
Октябрь 2019 (143)
Сентябрь 2019 (136)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Послесловие к 4-й годовщине апостасийной встречи в Гаване12 февраля с. г. исполнилось 4 года со времени апостасийной встречи Патриарха Кирилла с папой Франциском. В Ватикане прошли широкомасштабные торжества, посвященные сомнительного качества годовщине, в которых принял участие председатель ОВЦС митрополит Иларион и сотрудники его отдела. Весьма примечателен выбор места торжеств, поскольку для русских православных людей данная встреча представляет не предмет гордости или радости, а печали сетований. Вот почему не в Москве, а в Риме состоялись основные мероприятия. Для того, чтобы понять причину скорби православных христиан по данному поводу человеку, далекому от тонкостей церковного права...

Исключение Литургии оглашенных из богослужения – хула на Святого ДухаНе так давно у нас состоялся разговор с одной верующей женщиной, которая рассказала о новом веянии в современной литургической практике. Ранее она побывала у своих знакомых на юге России и в воскресный день пошла вместе с ними на службу в сельский храм, желая причаститься Святых Христовых Таин. Однако на Литургии ее ожидало неожиданное искушение: она не услышала положенных по чинопоследованию Литургии молитв об оглашенных. Женщина смутилась и решила отложить Причастие до того момента, когда представится возможность это сделать на уставном богослужении. Пастырь, оправдывая свои действия, сказал, что в некой «древней Церкви» Литургии оглашенных...

Только с Епифанием: Варфоломей отказался участвовать в совете Предстоятелей без главы ПЦУ15 февраля с.г. в Стамбуле состоялась встреча делегации Иерусалимского Патриархата и Константинопольского патриарха Варфоломея. В составе делегации на Фанар прибыли митрополит Капитолийский Исихий и митрополит Вострский Тимофей, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре, которые привезли патриарху Варфоломею приглашение на Совет Предстоятелей от Патриарха Феофила. Прибывшие архиереи «проинформировали патриарха Варфоломея и иерархов Синода об инициативе Иерусалимского Патриархата созвать собрание предстоятелей Православных Церквей в Аммане» для рассмотрения ситуации с созданием раскольнической неканонической "церкви" (ПЦУ) на Украине. 

© Русь-Фронт
Православие в России