ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭКОНОМИКИ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Желания делают человека богатым и бедным
Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что лишь немногие присваивают себе все земные богатства мира и порабощают других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо понимали, что никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство. Все свои надежды в экономической жизни Отцы Церкви возложили исключительно на применение нравственных начал христианства.


Безусловная справедливость


Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости. Бог всем нам предопределил одинаковые условия жизни, всех призвал к мудрости, всем обещал безсмертие, никто не отлучен от Его милостей. Перед Богом нет раба и нет господина. Перед Ним беден лишь тот, кто беден благочестием, богат тот, кто богат добродетелями.


Святой Киприан Карфагенский пишет: «Все, что принадлежит Богу, находится в нашем общем пользовании, и никто не лишается Его даров и милостей, дабы весь род человеческий в равной степени пользовался Его благостью и щедростью».


Неравенство пошло с дележа земли. Бог дал людям землю для того, чтобы они жили на ней сообща и никто не нуждался в том, что растет для всех, а не для того, чтобы алчность немногих захватила себе все.


Святой Василий Великий говорит: «Захватывая общее добро, богатые делают его своей собственностью. Если бы каждый брал по мере своих потребностей и оставлял излишнее нуждающемуся, то никто не был бы богатым, никто бедным... Да не окажемся мы, одаренные разумом, более жестокими, чем неразумные животные. Ведь последние естественно пользуются сообща тем, что родит земля... Мы же прячем общее добро, владеем в одиночку достоянием многих».


Святой Амвросий Медиоланский рассуждает: «Природа дала все всем сообща. Бог велел, чтобы земля была общим владением всех. Значит, природа создала общее право, захват – частное... До каких пределов, богачи, вы простираете свои безумные вожделения? Отчего вы исключаете соучастника в пользовании природой и присваиваете себе владение ею? Земля – общее достояние всех, богатых и бедных; почему же вы, богатые, приписываете себе одним право собственности на нее?»


Ценность земного богатства


Отцы Церкви неизменно оценивают хозяйственные отношения по критерию служения людям, а не их личным интересам и их стихийной борьбе, и принципиально подчиняют эти отношения системе нравственных обязанностей. Рядом с богатством, в обычном смысле, существует богатство высшего порядка – это нравственная ценность в самом человеке.


Святой Иоанн Златоуст развивает мысль о том, что не во всяком богатстве и не во всякой нищете следует видеть перст Божий. Он пишет, что есть богачи, скопившие себе богатство грабежом, кощунством и искусством скомороха; эти люди недостойны вообще жить на свете, а тем паче – в роскоши и богатстве. У них это богатство не от Бога, а от греха.


Святой Иоанн приводит следующий случай: легкомысленный юноша растратил свое имущество или попал в руки мошенников; если он таким образом впадает в нищету, то эта нищета уже не от Бога, а от его собственной расточительности.


Святой Киприан замечает, что богатство сопряжено с различными заботами, которых не знает бедный. Во всех успехах и наслаждениях жизни богатому не перестают мерещиться убийцы, он боится воров и грабителей, боится людской зависти, этого заклятого врага всех живущих в довольстве, боится злых наветов и клеветы, которые могут притянуть его к суду.


Богатые воистину достойны сожаления, тем более, что у них же под рукой есть средство избавиться от всех этих треволнений, но в своем ослеплении они не видят его. Стоит им только раздать свои избытки, и они свободны. Однако они предпочитают дрожать над своим богатством, лелеять свое собственное несчастье.


Святой Григорий Нисский отмечает разницу между истинным и ложным богатством. Истинное богатство – в добродетели, ложное богатство – преходящие земные сокровища, прельщающие и совращающие нашу душу. «Превозносится богатство добродетелью, – пишет он, — презирается же бренное, земное богатство – ибо одно есть приобретение души, другое же служит к обману чувств».


Согласно святому Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. «Когда же, – восклицает он, – перестанут, наконец, говорить о богатых и нищих в общепринятом смысле! Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто желает слишком многого; не тот богат, кто много имеет, а кто ни в чем не нуждается... Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или недостаток денег».


Отцы Церкви подчеркивали, что богатство часто делает человека пленником мирской суеты и многие, хоть и веруют в душе, но по своему образу жизни стали совершенными язычниками. Они единодушно выводят положение: истинное богатство заключается в бедности желаний.


Приобретение земных благ

Потому, как приобретается имущество и как используется, оно становится добром или злом. Святой Иоанн Златоуст замечает, что, в сущности, ни богатство, ни бедность не являются сами по себе злом. Богатство не есть зло, если приобретено без алчности, без хищений и насилия.


Святой Василий Великий пишет: «Любящий ближнего, как самого себя, не приобретает ничего более, нежели ближний... Ведь поскольку ты прибавишь себе богатства, постольку же убавишь любви».


Святой Иоанн Златоуст в любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, видит нечто столь великое, что ожидает от торжества ее – устранения всех недостатков нашей экономической жизни. Он, однако, не забывает, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, и советует это только избранным. Остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об увеличении его. Он лишь дает им следующий совет: «Давайте из вашего добра нуждающимся, и вы увеличите свое имущество. Ибо дающий бедному, сказано, дает в рост Богу».


Пользование земными благами


Пользование земными богатствами определяет и их истинную ценность. Святой Василий Великий ни во что не ставит богатство, если не пользоваться им, как следует: только в таком случае оно становится действительным благом.


Блаженный Августин говорит: «Если ты господин над золотом, ты делаешь из него то, что хорошо; если раб, оно делает из тебя то, что дурно».


Мерилом дозволенных расходов святой Василий Великий считает действительные потребности. Все, что переходит эту границу, есть злоупотребление.


Святой Амвросий различает двоякие траты денег: «Ибо есть два рода трат: один – щедрость, другой – расточительность. Щедро: оказывать гостеприимство, одевать нагого, помогать неимущим продовольствием... Расточительно: тратить на пышные пиры, на множество вина...»


Земные богатства также должны служить на пользу Церкви и государства. Сам Спаситель признает справедливым вносить подать на храм и платить дань кесарю.



Потеря земных благ

«Чтобы ни случилось, отчего обыкновенно сокрушаются духом, например, потеря состояния... ты, будучи как бы выше этого, не обращай внимания», – говорит святой Амвросий.


Климент Александрийский пишет: «Бедность, болезнь и подобные испытания часто посылаются для вразумления, для исправления прошедшего и предостережения на будущее».


Верующему следует переносить потерю своего имущества с таким же душевным спокойствием и безмятежностью, как и приобретение богатства. Христианина должны отличать как щедрость в подаяниях, так и терпение при потерях. Кто не в состоянии спокойно переносить утрату материальных благ, тот живет, как язычник.


Из сборника «Русская идеология»

Написать комментарий