Всем сердцем прилепись ко Господу, и в душе твоей отзовется благодатный голос: не бойся, токмо веруй, — и узриши славу Божию

Всем сердцем прилепись ко Господу, и в душе твоей отзовется благодатный голос: не бойся, токмо веруй, — и узриши славу Божию

Митр. Исидор Никольский. Проповедь в Неделю о воскрешении дочери Иаира


Две истории представляет нам, слушатели, ныне чтенное Евангелие. Обе проповедуют о всемогуществе Сына Божия — Владыки живота и смерти. Обе поучают нас, что верующему во Всемогущащаго вся возможна суть (Марк. 9, 23). Сколько бы избегли мы скорбей, если бы эта уверенность постоянно сопутствовала нам во всех путях и обстоятельствах жизни! Люди всегда встречали бедствия. Земля не рай, — это неизбежно! За то с неба всегда простерта рука, готовая подкрепить и спасти каждаго.
Когда Спаситель исцелил бесноватаго в стране Гадаринской, к Нему пришел Иаир — начальник иудейской синагоги. Был ли он свидетелем того чуда, или слава о Чудотворце привлекла его, — неизвестно. Видно только, что в нем уже были начатки веры, — а несчастие смягчило сердце и сделало его способным принести плод веры. Убитый скорбию о болезни единородной двенадцатилетней дочери, Иаир пал к ногам Господа Иисуса, просил его войти в дом его и исцелить на смертном одре лежащую.
Милосердый Господь не медлит помощию, когда призывают Его с верою, от сердца. Но сердце Иаира так было измучено печалию, что не имело достаточной силы преодолеть всякое сомнение и страх. И что удивительнаго? Вы знаете, как трудно бороться с сомнением и успокоить дух одною надеждою, когда все обстоятельства внушают безнадежность получить желаемое. Скорбный отец точно в таком был положении. Для веры его нужно было подкрепление против искушения, о котором Иаир еще не знал. Но Спаситель знал, что больная должна умереть до пришествия Его в дом. И вот что творит премудрость Божия, для подкрепления веры его.
На пути к дому Иаира многочисленный народ сопровождал Господа. Всем известно было, что Он идет для исцеления болящей. Каждый желал видеть новое чудо и старался быть ближе к Чудотворцу. Совершенно стеснили Его. И в этой тесноте одна больная женщина, не смея ни остановить Его, ни даже вслух молить Его о помощи, помыслила в себе, — (вот живая вера!) — что для исцеления ея довольно и того, если коснется только риз Его, — и тотчас исцелилась. В толпе стеснившагося народа, и самые ученики не заметили совершившагося чуда. Женщина того и желала. В простоте сердца, она думала утаиться и от самого Иисуса Христа. Но слава Божия не должна была оставаться в тайне. Нужно было и народу показать пример, как легко получить спасение верующим в Него, и особенно подкрепить Иаира против искушения, которое сейчас он встретит, и которое, без помощи, должно было ниспровергнуть всякую надежду. Спаситель остановился, — и спросил: кто есть коснувыйся Мне? Все молчали. Ученикам же и самый вопрос показался странным. Наставниче, говорили они, народы одержат Тя, и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувыйся Мне? Мало ли, думали, в такой тесноте прикасающихся к Нему, и что тут особеннаго? — Особенное то, что иные прикасаются к Господу без веры, без мысли, как прикасаются к Нему из нас многие, и не привлекают к себе благодатной силы Его, а другие, без слов, с одною верою, прикасаются к Нему душею, и получают исцеление от недугов душевных и телесных. Спаситель открыл тайну: прикоснуся Мне некто: Аз бо чух силу, изшедшую из Мене. Никто, конечно, не подумает, что всеведущий Сын Божий не знал, кто прикоснулся к Нему и привлек к себе чудодейственную силу. Но польза предстоявших требовала, чтобы исцелившаяся женщина сама поведала пред народом, елика сотвори ей Бог. Видевши жена, яко не утаися, трепещущи прииде, и падши пред Ним еяже ради вины прикоснуся Ему, поведа Ему пред всеми людьми, и яко исцеле абие.
Замечайте, в каком смиренном сердце созрела столь живая вера. Исцелевшая не тщеславится даром Божиим. Как прежде считала себя недостойною приступить явно ко Врачу душ и телес, так и после получения благодати Божией, приступает трепещущи, как бы соделала преступление недостойным прикосновением в ризам Господним, — разсказывает пред всеми, как бы в извинение своей дерзости, что двенадцать лет страдала от болезни, раздала все имение врачам без всякой для себя пользы, — и когда другие столь легко получают помощь от Господа, сподобляются даже счастия принять милосердаго Врача в дом свой, и она, в безнадежном положении своем, осмелилась по крайней мере прикоснуться к ризе Его, — и тотчас исцелилась.
Печальный Иаир слышал разсказ исцелевшей женщины. И кто лучше его мог приложить к своему сердцу настоящее событие! Если эта женщина 12 лет напрасно искала помощи у людей, и мгновенно обрела ее у Христа, без ведома Его коснувшись только риз Его; почему жь и больной дочери его не получить исцеления, когда Христос с этою целью благоволил пойти в дом его? Надежда отца ожила. Спаситель доселе ничего не сказал ему о том, чтó нужно с его стороны для спасения дочери. Но, обратившись к жене, в ободрение ея сказал: дерзай, дщи! вера твоя спасе тя. Князю еврейскому не трудно было понять, что и от него требуется живая вера. Может быть он и понял.
Но сколько нужно твердости, чтобы устоять в вере против всех искушений, часто нечаянных и тяжких, и всегда необходимых для совершенства самой веры!
Спаситель еще не окончил слов Своих, как некто, пришедший из дома Иаира, объявил ему: дочь твоя умерла. Не безпокой Учителя. Мертвых не лечат.
Хорошо спешить, сообщить другому весть радостную; в этом еще видно участие в положении ближняго. Но что заставило сродника или знакомаго спешить к Иаиру с горькою вестию о его невозвратной потере? Вероятно, то же неверие, которое вооружало книжников и фарисеев против Иисуса Христа, торопилось, как можно скорее, прервать всякое сношение с Ним князя синагоги. Бывают и ныне такия сострадательныя души, которыя, вместо того, чтобы утешить скорбящаго и подкрепить колеблющееся упование на помощь Вышняго, спешат, под видом дружбы, исторгнуть самый корень надежды.
Это искушение. Но Тот, кто знает человеческую немощь, не попустит, чтобы верующий пал под бременем искушений. Иаир, пораженный вестию о смерти дочери, не успел еще ни размыслить о том, чтó ему делать, ни сказать Господу о невозвратной своей потере, а ему уже готова помощь. Не бойся, вещает ему Спаситель, токмо веруй, и спасена будет. Мертвая — жива будет! Кто мог это понять? Но там и место вере, где изумевает ум. Отец умершей не прекословит: благодать Божия проливает в сердце утешение, которое можно ощущать, а не обяснять.
Наконец пришли в дом Иаира. Одр умершей окружен был плачущими и рыдающими. Не плачитеся, сказал Небесный Учитель, — не умре бо, но спит. И пред очами Божиими, и пред очами веры смерть, конечно, есть сон. Но кто ничего не видит дальше настоящей жизни, ни разумеет силы Божией, тому и слово истины кажется юродством. Ругахуся Ему, ведяще, яко умре. Вот гордость ума без веры! Чего не понимает, над тем ругается. Потому он и недостоин видеть чудеса премудрости Божией.
Кроме трех учеников, отца и матери умершей, все высланы вон из дома. Спаситель, взяв умершую за руку, возгласил: отроковице, востани! Она встала, — и начала ходить.
Слава силе Твоей. Господи, Владыко живота и смерти!
Поучайтесь, христиане! Сия писана в научение наше (Рим. 15, 4). Евангелие дает нам следующие уроки:
1) В каком бы кто ни находился положении, никогда не должно считать его безнадежным. Всякое уныние и отчаяние есть оскорбление величества Божия. Не две ли птицы ценятся единым ассарием, говорит Спаситель, и ни едина от них падет на земли, без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Матф. 10, 29-30). Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Псал. 49, 15). Нет такой скорби, коей не мог бы уврачевать Всемогущий. Там-то преимущественно и открывается сила Его, где никакая другая сила не может спасти страдальца.
2) Одно условие с нашей стороны, без коего тщетно будем ожидать помощи небесной, это — вера. Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Марк. 9, 22). Евангелист замечает, что в Назарете сам Господь не сотвори ни единыя силы, т. е. чуда, за неверствие их (Матф. 18, 58; Марк. 6, 5). Он близок ко всем. А к Нему только тот близок, кто одушевлен живою, твердою, несомненною верою. Одного прикосновения к ризам Господним достаточно было, чтобы в тоже мгновение привлечь чудотворную силу от полноты Божества. Не ропщи, если просишь милости от Бога, и не приемлешь. Это происходит от недостатка веры твоей.
3) Никто не может за себя ручаться, что имеет веру совершенную. Нет, — и это дар Божий! Сами Апостолы молились: Господи, приложи нам веру (Лук. 17, 5). Каждый знает по опыту, что, прежде нежели душа обратится к единому Подателю жизни и спасения, кичливый ум человеческий своими средствами хочет сделать спасение. Если собственныя средства безсильны, то или душа приходит в разслабление и падает под бременем скорби, или обращается к помощи столь же безсильных человеков. Это ли вера! Прежде отними оплот гордости, и смирись под крепкую руку Божию. Сам Промысл наведет тебя на такие случаи, которые подкрепят твою надежду. Не верь, когда говорят тебе: «все потеряно! не движи Учителя!» Всем сердцем прилепись ко Господу, и в душе твоей отзовется благодатный голос: не бойся, токмо веруй, — и узриши славу Божию (Иоан. 11, 40).
Да не смущается сердце ваше, — вещает Отец и Искупитель наш, — веруйте в Бога, и в Мя веруйте (Иоан. 14, 1). Аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам (Иоан. 15, 7). Еда забудет жена отроча, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49, 15).
Веруем, Господи, помози нашему неверию (Марк. 9, 24)! Аминь. 
Источник: Слова и речи Синодальнаго члена, Высокопреосвященнейшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, С.-Петербургскаго и Финляндскаго. — СПб.: Издание редакции духовнаго журнала «Странник», 1876. — С. 204-211. 


Написать комментарий