НЕ ПРЕВОЗНОСИТЕСЬ ПЕРЕД НЕВЕРУЮЩИМИ

НЕ ПРЕВОЗНОСИТЕСЬ ПЕРЕД НЕВЕРУЮЩИМИ

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице свт. Луки Войно-Ясенецкого
Господь наш Иисус Христос, как слышали вы ныне, исцелив десять прокаженных, повелел им идти и показаться священникам, как предписывал закон Моисеев. Они пошли и по дороге все очистились, все исцелились, но только один из них вернулся к Господу Иисусу Христу и пал в ноги Ему, благодаря за исцеление. И это был самарянин.

 

Господь с удивлением сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк.17:17-18). И обратившись к самарянину исцеленному, сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя».

Как видите, Господь Иисус Христос этого иноплеменника, этого самарянина поставил выше тех иудеев, которые вместе с ним очистились.

Знаете вы также притчу о милосердном самарянине. Господь и в этой притче поставил самарянина, иноплеменника гораздо выше по нравственному достоинству, чем священника и левита иудейских.

А что же это значит, почему, когда Господь Иисус Христос посылал Своих апостолов на проповедь, то сказал им: «На путь языческий не ходите и в город Самарянский не входите, идите же наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

Господь Иисус Христос знал сердца людей. Он знал, что самаряне, даже не видевши чудес Его, как видели их во множестве жители Вифсаиды, Хоразина, Капернаума, уверуют в Него. Он знал, какое обаяние производит на добрых людей Его Божественная Личность, Его неслыханные миром слова (Ин.7:46). Господь Иисус Христос знал, что прежде времени посылать к самарянам учеников не следует, что их не примут. Знал Он, что надо выждать время, что надо Самому прийти к самарянам, надо чтобы увидели и услышали Его Самого.

 

Он знал сердца их, знал что сердца их лучше и чище, чем сердца многих из народа израильского, как сердце самарянина, благодарного Ему за исцеление, как сердце милосердного самарянина. Знал их сердца, знал Господь, что уверуют они гораздо легче, чем народ израильский. Поэтому не нужно было, чтобы ученики ходили к самарянам прежде Его Самого: Он хотел явить величие Своего дела, несказанную высоту Своих речей в личной беседе с самарянами. И на этот раз, покоренные словами Его, они поверили сразу, поверили гораздо легче и в большем числе, чем иудеи.

Ну что же, неужели после того, что слышали вы только что об отношении Господа Иисуса к самарянанам, посмеем иначе, чем Он, относиться к тем, которые еще не христиане? Неужели посмеем забыть слова Священного Писания о том, что «во всяком народе творящий правду угоден Ему». Если Господу угодны, неужели нам не будут угодны?! Неужели посмеем иначе относиться к тем, кто еще не ведает Господа Иисуса Христа? Неужели будем превозноситься своим Христианством над теми, кто еще Христа не познал, но может быть, в будущем познает.

Забудем ли слова Иоанна Предтечи, обращенные к иудеям, гордившимся своим происхождением от Авраама: «Не думайте говорить в себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9).

Я жил долгие годы в Средней Азии и близко знал мусульман. Знаю, что многие из них чрезвычайно благочестивы: пять раз в день молятся они, и притом не дома молятся, а в мечеть ходят пять раз в день. Я видел рядом с собой сидевшего в тюрьме молодого мусульманина, который часами молился, молился еще дольше, чем я. Я видел и знал и глубоко благочестивых евреев, чтящих Бога. Что же, неужели посмеем превозноситься над ними, неужели забудем, что во всяком народе боящиеся Бога, творящие правду, творящие милосердие угодны Ему? И мне будут угодны, и вам должны быть угодны, если Христу угодны.

Но следует ли из этого, что должны мы к ним относиться так, как к братьям по вере нашей во Христа? НЕТ, НИКОИМ ОБРАЗОМ: мы должны с любовью и уважением относиться к ним, но помнить и то слово, которое сказал Господь пред вознесением Своим: «...иже имет веру и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет».

Это надо помнить, и помнить великую десятую главу Деяний апостольских, повествующую о том, как Сам Бог чрез Ангела Своего повелел апостолу Петру идти в дальний град к язычнику – сотнику Корнилию, который был угоден Богу, потому что творил правду, творил дела милосердия и глубоко чтил Бога, но был язычником и Христа не знал.  Повелел Господь Петру пойти и научить его закону Христову, ибо именно этого недоставало сотнику Корнилию, ибо при всем благочестии своем не мог он спастись, не будучи крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пошел по повелению Господню Петр и научил их всех учению Христову и всех их крестил.

Вот и надо было бы, чтобы обратились ко Христу и все добрые и благочестивые люди, не ведущие Христа – из мусульман, из евреев и из буддистов. И если бы случилось так, были бы они для нас самыми дорогими братьями, а теперь только достоуважаемые люди, к которым должно относиться с любовью, а не превозноситься пред ними.

Скажу вам слова Павловы, которые нужно вам твердо запомнить: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Вот это запомните, на этом кончу речь свою. Скажу: не превозноситесь, не думайте о себе больше, чем сколько надо думать, чем правильно думать. Думайте, что хотя вы христиане, но плохие христиане, постоянно оскорбляющие Христа грехами своими, нарушением заповедей Христовых.

Считайте себя хуже всех, ниже всех. Не превозноситесь над теми, кто хотя и не ведает Христа, но угоден Богу.
Аминь.

13 декабря 1953 г.



Написать комментарий