Можно ли верить всякому сну?

Можно ли верить всякому сну?

I. В жизни св. великомученицы Екатерины, ныне прославляемой, есть одно весьма замечательное событие. Будучи язычницей, она увидела однажды следующий сон: она увидела во сне Царицу небесную и Божественнаго Ея Сына. Сколько ни старалась она рассмотреть Его, Он отвращал от нея лицо Свое, и сказал, что она недостойна, чтобы Он смотрел на нее. Лишь только настало утро, Екатерина разсказала этот дивный сон одному христианскому старцу — священнику, который, преподав ей учение христианской веры, предложил ей креститься. Эго она с радостию исполнила. На другой день св. Екатерина снова видит сон, но уже в другом виде: Иисус Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтобы она была Моя невеста». Божия Матерь взяла ея руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей и с тех пор всею своею жизнию — мыслями, словами и делами служила своему небесному Жениху, за Котораго она и пострадала, удостоившись венца великомученицы.

Разсказанныя здесь сновидения св. великомученицы, очевидно, посланныя ей силою призывающей и спасающей благодати Божией, наводят нашу мысль на вопрос: можно ли верить всякому сну? Вопрос этот заслуживает того, чтобы посвятить на размышление о нем несколько минут.

II. Сновидения бывают трех родов: одни из них происходят от Бога или добрых ангелов, как то мы и видели из жизни св. великомученицы Екатерины, другие от ангелов злых или диавола, а третьи — сны обыкновенные, от природы.

а) Наши сны, какие видим мы каждую ночь, бывают большею частию обыкновенные: нам грезится большею частию то, что мы видим или слышим в обыкновенной нашей жизни, и потому-то у богача напр. бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у женщин — свои, у детей свои, и пр. и пр. Само собою разумеется, что таким снам верить не должно, потому что — чему тут верить? — Многие скажут, что «бывает иногда, что сны и исполняются точно так, как толкуют их». — Правда, что и бывает, да только бывает иногда, а не всегда. А еслибы каждый наш сон должен был что-нибудь значить, то не иногда, а всегда должен бы он был исполняться на деле.

б) Кроме обыкновенных снов есть еще, как мы сказали, и другие сны: одни от злых ангелов или бесов, а другие от ангелов добрых и от Бога. Что бывают сны от диавола, — от которых сохрани нас, Боже, вот пример. Жил один монах на горе Синайской, и там много подвизался; но при всем своем благочестии тот имел недостаток, что вполне верил снам. Вот диавол и воспользовался этим, и раз представил ему во сне, будто на одной стороне — св. апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду и терпят самыя страшныя мучения; а на другой — евреи во свете наслаждаются блаженством. Проснулся бедный монах, поверил сну, пошел к жидам, и не только принял еврейскую веру, а еще женился на еврейке... Затож и наказал его Господь: года через три прежний праведник, еще живой, начал гнить, тело его точили черви, и в таком несчастном положении он умер. Вот какие столпы может колебать сила бесовская!.. Да и не мудрено: диавол ведь яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, и потому готов пользоваться всяким случаем, чтобы сделать нам какое-нибудь зло; а тут во сне и представляется ему удобный случай внушать душе нашей разные греховные помыслы и желания, так как сонный человек ничем не может отогнать его от себя — ни крестом, ни молитвой, потому что не может в ту пору ни молиться, ни креститься. Но церковь святая, точно нежная мать, заботится об нас, чтобы предостеречь нас от этого опаснаго врага: она велит каждому из нас — пред тем, как надо лечь в постель, сначала поцеловать крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны, и в тоже время читать молитву: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Вся эта молитва направлена против нечистой силы, напр. да погибнут беси от лица любящих Бога... Радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы, и проч. А молитвы, да крестнаго знамения диавол боится, как огня. Так, раз явился он св. Сνмеону столпнику, который спасался на столпе, и явился ему в виде светлаго ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею, и, искушая его, завел с ним такую речь: «вот, Сνмеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо»... Святой поверил-было, но лишь только перекрестился и сказал: Господи, благослови (т. е. перейти со столпа на колесницу), как вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, — все исчезло. Таким образом могут быть сновидения и от диавола, и таким сновидениям, разумеется, верить не должно, потому что диавол никогда правды не скажет. А чтобы он не мог искушать нас во сне, для этого непременно, как мы сказали, надо молиться пред сном, да перекрестить постель свою, читая молитву: да воскреснет Бог.

Как же можно узнать, что такой-то сон от диавола? Это можно указать по двум признакам.

Первый признак: если тебе пригрезится что-нибудь во сне противное либо вере, либо церкви святой, либо жизни благочестивой, либо что-нибудь подобное, а между тем пред сном ничего подобнаго у тебя и в голове не было, то это значит,что этот сон от лукаваго.

Второй признак: если после пробуждения от такого сна с тобою делается какое-то смущение души, какая-то тоска на сердце, то, опять, этот сон не от Бога. Вот, если эти два признака имеются, то можно думать, что такой сон есть навождение дьявольское. 

в) Перейдем теперь к сновидениям от ангелов добрых и от Самого Бога. Что бывают такия сновидения, об этом, кажется, и говорить нечего. В св. писании столько подобных примеров, что трудно было бы передать все разом. Мы приведем толко некоторые из них. Напр. св. патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию и лег спать в пустыне, то видел во сне лестницу, досягавшую от земли до неба; ангелы Божии восходили и спускались по ней, а на верху ея стоял Сам Господь, Который благословлял Иакова и обещал отдать эту землю ему и его потомству. И обещание это исполнилось. — У этого патриарха было 12 сыновей; один из них был Иосиф, котораго братья ненавидели за то, что отец больше любил его, чем их, — за его простосердечие и невинность, и потому тайно от отца продали его в дальнюю сторону. Но Бог все Свое строит: пред этим Иосиф видел два замечательные сна: один тот, будто он на поле вязал с братьями снопы, будто его сноп стал прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. Сон этот означал, что его братья будут кланяться ему. Другой сон — тот, будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились пред ним. Это значило, что не только братья, но и отец с матерью придут к нему с поклоном. И тот, и другой сон сбылись в свое время. Конечно, это были люди праведные, да святые; а нам грешным, скажете, где же видеть такие сны? Правда, такие необычайные сны всего чаще могут быть праведникам, потому что они и на яву несравненно ближе нас бывают к Богу, Который и посылает им такие сны. Впрочем, Бог ко всем так милостив, что подобные сны могут быть и грешникам. Для примера возьмем Навуходоносора, царя вавилонскаго: великий он был грешник, — а и он видел замечательные сны. Фараон, царь египетский, был тоже большой грешник, а и он видед тоже необыкновенный сон.

III. Так, братие, будем помнить, что сны бывают трех родов: одни от Бога и ангелов добрых, — таким снам надо верить; другие — от нечистой силы, — таким снам верить не должно; а третьи — от нас самих, и таким снам тоже верить не должно, хоть бывает иногда и то, что во сне наша душа может иногда предчувствовать что-нибудь, только в этом случае надобно нам быть очень осторожными, потому что премудрый сын Сирахов сказал: якоже емляйся за стень, и гоняй ветры, такожде емляй веру сном. Волшебства и обаяния и сония суетна суть; аще не от Вышняго послана будут на посещение, не вдаждь в ня сердца твоего: многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня (34, 25-27). Это значит: верить снам тоже, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Волшебства, гадания и сны суетны; и если сны не от Бога посланы, то не верь им, потому что многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им. Стало быть, еслибы кому из нас довелось видеть какой-нибудь сон необыкновенный, то лучше всего не самим толковать его; есть у нас Богом поставленный пастырь церкви, он хоть не святой, а все-таки гораздо больше, нежели мирянин, знаком с душою человека и ея жизнию по указанию слова Божия и учению церкви, притом, сон ведь видит душа, а душа ему-то и вверяется от Бога, и потому к нему-то и можно обращаться в подобных случаях с просьбою, а не к гадальщицам или знахарям, которые знают не больше, как и все мы, и только обманывают людей простодушных. (Сост. Г. Д. с дополн. по «Душ. чт.» 1881 г.). 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 595-597.

Написать комментарий