«Око Саурона» не будет гореть над Москвой

«Око Саурона» не будет гореть над Москвой

Видеопроекция всевидящего ока Саурона из кинотрилогии «Властелин колец», которая должна была появиться над деловым комплексом «Москва-Сити» сегодня вечером, в день российской премьеры очередной экранизации книги Джона Толкина, запрещена к инсталляции. 

Перво-наперво было решено, что арт-объект может быть признан рекламной конструкцией и поэтому демонтирован. Также представители Русской Православной Церкви высказывали опасение из-за возможной установки этого символа зла (а проще говоря - диавольского ока; добавим, что Саурон в книгах о хоббитах Джона Толкиена олицетворяет зло).

Организаторы акции благоразумно решили не идти против общественного мнения и отказаться от своей идеи; в ответном сообщении они рассказали, что не ожидали подобной реакции со стороны людей, «не желали задеть чьих-либо чувств, сотворив данную световую скульптуру, и хотим принести искренние извинения за сложившуюся ситуацию».

Но идея установления диавольского ока вызвала широкое обсуждение среди деятелей столицы. 

Так, педагог Александр Балыкин в интервью радиостанции «Говорит Москва» рассказал, что кто смотрел фильм, тот поймёт, что означает «око Саурона»: «То есть, это чуть ли не символ зла, и там орки, то есть воины, если посмотреть на их злые морды, ужасные, какие-то существа вонючие – и это вот армия этого Саурона. И что? Теперь над Москвой ставится вот это вот око, символ того, что здесь эти орки проживают? А дальше ведь, по фильму, всяких гоблинов и так далее, им подобных, светлые силы побеждают этих негодяев. Это что, какой-то намек на то, что Европа, другие страны должны, наконец-таки, увидеть: вот, это место зла – Москва, Россия», - рассказал А. Балыкин. По его словам, в текущей политической обстановке подобные инсталляции недопустимы.«Это меня возмущает. И то, что люди, которые ответственны за то, чтобы думать, что в Москве ставить, они, в общем-то, не думают над этим…Призыв к нападению на нашу страну. Требую убрать это к чёрту и разобраться, кто это, вообще, все организовал. Я подозреваю в этом не просто случайность – это целенаправленная акция. Надо разобраться, кто разрешил, кто поставил, кто это всё спонсировал».

Русская Православная Церковь также категорично отнеслась к этой недоброй затее. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин справедливо отметил, что «демонический символ» не принесёт городу ничего хорошего: «В любом случае это демонический символ. Такой символ торжествующего зла возносится над городом, становится чуть ли не самым высоким объектом в городе. Хорошо это или плохо? Я боюсь, что скорее плохо. Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет».

«"Око Саурона" — это явное обращение к темной реальности, которая является неприемлемой для большинства жителей столицы. Следуя этой логике, можно дойти до того, что начать заполнять публичное пространство портретами Павла Смердякова, Иудушки Головлева и подобных им персонажей, которые ассоциируются или связаны исключительно со злом и безнравственностью», — так охарактеризовал замысел почитателей Толкиена Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. 

Среди защитников «ока Саурона» оказался известный кощунник с извращенным художественным восприятием Марат Гельман, прежде уже нахватавшийся пощечин и плевков от жителей России. Он рассказал «Русской службе новостей», что ему жаль организаторов арт-объекта «Око Саурона», которые испугались реакции общественности и властей Москвы.

Сегодня вечером, в 18.00 у станции метро «Выставочная», намечена встреча толкоенистов, намеренных немного "пофлешмобить" в связи с запретом на их акцию.

Анна Тропинина

Написать комментарий