Иисусова молитва в представлении сектантов и раскольников

Иисусова молитва в представлении сектантов и раскольников

Продолжим знакомить наших читателей с теологией тоталитарной кузнецкой псевдоединоверческой секты Владимира Яшина, в частности, с трудами ее идеолога Б.П. Кутузова, книги которого служат путеводителем для сектантского гуру.
Сегодня мы рассмотрим учение об Иисусовой молитве Б.П. Кутузова, которому он посвятил отдельную статью «Исусова молитва – против йога-медитации». 

Сразу же оговоримся, что написание «Исусова» - не опечатка, а принципиальная позиция Б.П. Кутузова, Яшина и Ко. Они до сих пор считают, что Святейший Патриарх Никон допустил ошибку, исправив содержащие многоразличные искажения богослужебные книги с соответствии с древними византийскими образцами. И то, что тогда же имя Божие стало писаться с двумя начальными «И», они также считают не просто ошибкой, а ошибкой, препятствующей спасению. Они, отчасти, и настраивают общественное мнение народа Божия, чад Русской Православной Церкви на новую богослужебную реформу, чтобы современные богослужебные тексты исправить по искаженным, содержавшим массу богословских и других ошибок старообрядческим текстам.

Но вернемся к статье Кутузова об Иисусовой молитве. Чтобы не прослыть конченным ретроградом, в начале он отдает дань уважения преподобным Оптинским старцам. «Возрождение традиций исихазма, умного делания в Оптиной пустыни — чудо, которое явил Бог уже скудному духом XIX веку. И потянулись мыслящие и ищущие русские люди, "труждающиеся и обремененные” на эти живоносные источники: братья Киреевские, Гоголь, Достоевский и многие другие (даже и Лев Толстой дерзал, да не потянул)».

Действительно, в Оптиной пустыни на протяжение XIX - начала XX века расцвело и принесло обильный духовный плод умное делание молитвы Иисусовой. Сотни подвижников, благодаря Оптиной, преуспели в умном делании, достигли духовного совершенства, освятились сами, помогли освятиться окружающим и вошли в Царство Небесное, и до сих пор продолжают светить нам, как звезды, указуя путь ко спасению своими писаниями и помогая нам своими молитвами в борьбе с трудностями на этом пути.

Кстати, это чудо можно назвать первым обличением заблуждений Б.П. Кутузова, Яшина и Ко. Поскольку преподобные Оптинские старцы при занятии Иисусовой молитвой читали ее правильно, с двумя «И», а не по-старообрядчески, то достигли в ней великих высот. Как они произносили и писали имя Иисус, можно посмотреть, например, в письмах преп. Амвросия и других Старцев.

Но даже в относительно правдивой констатации факта об Оптиной пустыни Б.П. Кутузов допускает неточности, демонстрируя поверхностное знание этой темы. Потому что на самом деле возрождение умного делания произошло не в Оптиной пустыни, а, если указывать географически, – в Молдавии и на Афоне. Если же называть конкретные имена, то это опять же не Оптинские старцы, а в первую очередь преп. Паисий (Величковский). Преп. Паисий – личность, сопоставимая с преп. Сергием Радонежским. Действительно, как в XIV веке преп. Сергий стал учителем около 80-ти подвижников, которые основали позже свои монастыри, так и в XVIII веке преп. Паисий воспитал минимум несколько десятков подвижников, которым передал традицию умного делания и воспитал духовно в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Автор книги о преп. Паисии прот. Сергий Четвериков называет около 35-ти подвижников, бывших учениками старца, которые общались с ним лично или состояли в переписке, и еще около 100 человек - учеников этих подвижников. При этом он добавляет, что это далеко не полный список. Только после этого уже ученики преп. Паисия разошлись по нескольким православным странам, главным образом по Молдовлахии и России. Некоторые же из них остались на Афоне. Они и явились той закваской, которая заквасила все тесто – возрождение умного делания в XIX веке и не только в Оптиной, а сразу в нескольких обителях –  на Валааме, в Сарове, в Глинской пустыне, Александро-Свирском монастыре, Софрониевой пустыни, Александро-Невской Лавре  и др. Прот. Сергий перечисляет свыше 100 монастырей, которые затронула волна духовного возрождения, рожденная старцем Паисием.

В частности, первый Оптинский старец преп. Лев (Наголкин), от которого и пошло древо Оптинского старчества, был духовным «внуком» преп. Паисия, а духовным сыном схим. Феодора, ученика преп. Паисия. У преп. Паисия есть труды по Иисусовой молитве, которые он сам писал, и которые сейчас изданы в разных редакциях – и в русском переводе, и в том виде, как они были написаны старцем. Вот, например, что он пишет о молитве: «Шестая добродетель – молитва Иисусова. Это – общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. Молитва – источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей. Приобрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равноангельною. Молитва есть божественное веселие. Это единственной драгоценной меч; нет иного такого оружие, которое бы более ея посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел» («Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания». Слово 11).

Обратим наше внимание на то, что преп. Паисий пишет правильно имя Господа нашего Иисуса Христа - с двумя «И». Очевидно, что он как молился, так и писал. При этом он настолько преуспел в умном делании, что некоторые ученики видели его молящимся в огне. Святость преп. Паисия была несомненна и очевидна еще при его жизни. Его канонизация в 1988 году лишь закрепила многовековое народное почитание.

Но вот теперь появились сектанты Кутузов, Яшин и Ко, которые пытаются доказать нам, что и старец Паисий, и Оптинские старцы, которые достигли в молитве такой меры, что она их ставила вне законов природы, - они молились неправильно. А вот они, де, пребывая в секте и расколе, знают, как правильно молиться. Этим утверждение они и показывают всем узость и ущебность своего сектантско-раскольничьего мировоззрения.

Но вернемся к статье Кутузова. Вот его определение Иисусовой молитвы: «Кратчайший и незаблудный путь к Источнику жизни вечной есть умное делание, Исусова молитва, или Логос-медитация (Христос — Превечный Логос, Бог Слово)…». Думается, уже по самому определению молитвы ясно, насколько Б.П. Кутузов "сведущ" в молитве Иисусовой и стоит ли ему доверять и вверяться его учению.

Но все же посмотрим, как далее Б.П. Кутузов излагает учение об Иисусовой молитве. Сначала он просто, как ребенок, заворожено жонглирует заумной терминологией, желая произвести как можно более сильное впечатление на читателя. «Автономный ум, оторвавшийся от своего духовного источника, становится рабом не только чувств, но и фантазии и автономной воли, утрачивает свою первоначальную "память Божественную” и приобретает многообразную космическую память, устремляющую его на блуждание по предметам внешнего мира. Развлечение ума образами, его рассеянность, центробежное направление (экстраверзия) есть состояние обратное молитве и концентрации… Катастасис — состояние человека после падения, когда вся тримерия его (дух, душа и тело) противоестественно извращены. Задача православной аскезы, умного делания, и состоит в том, чтобы восстановить (апокатастасис) тримерию человека из катастатической извращенности в первозданное естество, каким оно было до падения…». 

Далее Б.П. Кутузов все же открывает источник своего катастатически извращенного учения о молитве Иисусовой. Разумеется, это не какой-либо Святой Отец, даже не какой-либо старообрядческий начетик или протопоп Аввакум, что было бы уместно, учитывая его мировоззрение, а некий А. Позов (Позидис) «Логос-медитация древней Церкви» (умное делание), г. Мюнхен, 1964 г. и «Основы древне-церковной антропологии», г. Мюнхен, 1965-1966 гг., т. 1-2. А мы, окаянные никонияне-щепотники, думали, что молитве надо учиться у святых Отцов. Вот она, оказывается, где сокровищница духовной премудрости – в Мюнхене у Позова-Позидиса в Логос-медитации.

При этом Б.П. Кутузов оговаривается, что Позов-Позидис еретик. «Заранее скажем, что книги А. Позова (Позидиса) не свободны от критики с позиций чистого православия в некоторых аспектах, однако, огромная эрудиция автора, строгая научная методология, глубокое творческое проникновение в сущность рассматриваемых вопросов, делают эти труды чрезвычайно ценными для нас». 

Такое легкомысленное отношение к выбору книг для чтения ожидаемо привело Б.П. Кутузова к хуле на умное делание молитвы Иисусовой. Ниже он подробно излагает теорию своего [лже]учителя. Приведем наиболее характерные выдержки из него:
«Любая молитва медитативна, поскольку связана с понуждением себя на внимание, сосредоточенность, самоуглубленность, то есть интроверзию ума. Это дает основание умное делание, Исусову молитву, назвать тоже Логос-медитацией».
«О какой силе и о каком усилии здесь говорится? Это — сила духа, активность духа в молитвенной медитации, это усилие ума в молитвенной концентрации. Это — сила и усилие души, жаждущей покоя и блаженства внутреннего царства».
Здесь немного прервем Б.П. Кутузова и приведем слова о молитве ее истинного и великого делателя свт. Игнатия Ставропольского: «Исполнены безрассудной гордости… и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений… сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себя, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти». Истинное умное делание основывается на покаянии и болезновании сердца о своей греховности. «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник, – но если мы не стяжали болезнующаго сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны» (Лествица, Слово 7-ое.)». 

Но вернемся к рассматриваемой теме. Мы уже думали, что вышеприведенные тексты - это все, что Кутузов хотел сказать нового об Иисусовой молитве и ничего более существенного далее не будет. Однако оказалось, что это было только начало:
«Направление концентрированного, собранного ума в сердце с более или менее длительным пребыванием в нем и мистическая ответная деятельность пробуждающегося сердца составляют сущность и содержание древнецерковной медитации и связанной с ней мистики... Интегрирующая и синтезирующая роль умно-сердечной молитвы проявляется в наиболее полном и совершенном объединении всех членов тримерии человека…
Аскеза есть духовная интенция (направление) всех сил тримерии человека…
А. Позов (Позидис) различает в аскезе четыре элемента: внимание, концентрацию, медитацию и молитву... В христианском умном делании внимание — начало, а молитва — конец, через концентрацию и медитацию».

Чтобы читателю, который не знаком со святоотеческим учением об умном делании, стало ясно духовное качество этих текстов, укажем на следующий момент. Все Святые Отцы, опытно его проходившие, говорят о необходимости начинающему делателю молитвы пребывания в полном послушании у духовно опытного наставника. Если же такового наставника не найдется, тогда необходимо точнейшее и подробнейшее следование в молитвенном подвиге по пути, описанному святыми Отцами, ее делателями в их писаниях. В противном случае человека ждет духовная гибель. «Сего-то, о чем уже сказал прежде, боюсь и трепещу: – пишет преп. Паисий Величковский в письме к старцу Феодосию, архимандриту Софрониевой пустыни, – да не постигнет самочинно проходящих умное делание прелесть... И как возможно без послушания, лишь своим умом руководствуясь — чему неизбежно прелесть последует, на таковое страшное и ужасное дело, то есть на сию молитву, без всякого наставления понуждать себя и избежать многоразличных прелестей вражиих, на молитву сию и на подвижников ея весьма хитрым образом наводимых? Отнюдь невозможно». Думается, для имеющего благое расположение ко спасению этих слов преп. Паисия достаточно.

Здесь будет уместно привести слова преп. Паисия и о старообрядческих раскольниках: «Пребывающий в таком расколе, если и все добрые дела совершил, если бы и кровь свою мученически за Христа пролил, что, несомненно, превосходит все добрые дела, ни в коем случае не может загладить своего смертного греха, т.е. раскола. Если же человек даже мученическою кровью не может загладить своего раскола, то какая может быть ему надежда на спасение…».
Таким образом, в истории с тоталитарной сектой Яшина и ее идеологом Б.П. Кутузовым оправдалась старая истина, что раскол, как правило, всегда переходит в ересь.

Александр Павлов

Написать комментарий