Молитва - приемница наития Духа Святого и хороводица всех добродетелей
О внешнем подвижничестве, и о том, какой образ жизни есть
высший и первый, знайте, возлюбленные, следующее: все добродетели между собою
связаны, как звенья духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви,
любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от
служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание
от простоты. Так и с противной стороны худые дела зависят одно от другого:
ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от
тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от
нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от
нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия; прочие части порока также между
собою связаны, как на доброй стороне связаны между собою и одни от других
зависят добродетели.
Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг –
прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем
приобретать и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение в
Божией святости, в духовной действенности, и союз умного расположения как бы в неизреченной любви ко Господу. Ибо
кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовною любовью к Богу
воспламеняется к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать духовного освящающего
совершенства.
Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать,
преклонять колена, должно нам молиться, но трезвенно внимая умом, ожидать,
когда Бог приидет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно
молчать, иногда же надобно работает, прилежа к делу, всецело бывает занято, и
все члены его один другому помогают: так и душа всецело да посвятит себя
молитве любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяния
возложив на Христа. И в таком случае, Господь Сам просветит ее, научая
истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога и
поклонение духом и истиною.
Приступающие ко Господу должны совершать молитвы в
безмолвии, мире и великом покое, и внимать Господу не с воплями непристойными и
смешанными, но с томлением сердца и трезвенными помыслами. Рабу Божию надлежит
пребывать не в неустройстве, но во всякой кротости и мудрости, как сказал
пророк:
на кого воззрю? токмо на
кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис.66, 2). Находим
также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог, пред величием Владычным во
множестве служили и трубы и силы, но пришествие Господне отличалось и
обнаруживалось тем, что исчисленно выше, то есть миром, безмолвием и покоем.
Ибо сказано:
се глас хлада тонка, и тамо
Господь (3 Цар.19, 12). А сим показывается, что покой Господень состоит в
мире и в благоустройстве.
Истинное основание молитвы таково – быть внимательным к
помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся
нодобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым
помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу, и хотения помыслов не
исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая
естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому
лесу на горе, или тростнику в реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев;
посему намеревающиеся проходить сим местом, должны протягивать руки вперед и с
усилием и трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес
помыслов, внушаемых сопротивною силою; почему потребны великая рачительность и
внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые
сопротивною силою. Внимательные к помыслам, весь подвиг в молитвах совершают
внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать ,
отражать восстающие помыслы и ходить в
воле Господней.
Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской
жизни, выбранные из его бесед.
Источник: Добротолюбие. Т. 1 – М.: Изд-во Сретенского
монастыря, 2007 стр. 207-209