Митрополит Иоанн (Снычев) о послушании
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В деле духовного совершенства, возлюбленные братья и сестры, главное значение имеет, конечно, вера. Вера в истину и последование этой истине. У кого эта вера возрастает — у того возрастает и духовное совершенство. У кого же вера ослабевает — у того ослабевает и внутренняя духовная жизнь. И если мы обратимся к житиям духоносных отцов, то увидим, что все они стремились служить Господу по вере, «ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся». Верить в истину — и являть верность этой истине.
Большинство из них совершенствовалось под руководством опытных старцев, причем, они отдавали себя в беспрекословное подчинение духоносным отцам-аввам и исполняли все, что они предписывали или указывали. Полностью отрекаясь от своей воли, смиренные ученики становились впоследствие великими старцами и уже сами могли преподавать уроки жизни по Боге, исходя не из разума своего, но из того духовного опыта, который стяжали путем послушания. Таким образом они передавали друг другу духовный опыт и спасали множество людей.
Примером такой жизни во Христе, примером беззаветного послушания служит нам жизнь старца Иоанна. Этот великий подвижник благочестия предал себя в руководство одному опытному старцу и отсек в себе всякое желание делать что-либо по своей воле. Он никогда не стремился исполнять движения своего сердца или своего мудрствования. Иоанн* выполнял только то, что приказывал ему старец, живший в одном из египетских монастырей. Однажды старец, желая испытать Иоанна — поистине ли он совершает подвиг послушания ради спасения души или, быть может, преследует какие-либо корыстные цели — сделал ему одно распоряжение. С точки зрения человеческого рассуждения такое распоряжение было весьма неразумно и невыполнимо. Призвав своего послушника и показав ему на высохшую и сгнившую ветку, старец сказал: «Посади эту ветвь и поливай ее в определенное время, пока она не даст корни и не вырастет дерево». Иоанн, приняв благословение старца, стал в точности выполнять возложенное на него послушание. И это послушание он выполнял не день, не два, не месяц, а несколько лет. В определенное время Иоанн вставал и шел за несколько километров по пустыне к колодцу, набирал в нем воды и поливал сухую ветвь. Прошло несколько лет, и старец удостоверился, что Иоанн действительно выполняет послушание не ради каких-то корыстных целей, а ради смирения. Он призвал ученика и спросил: «Скажи мне, сыне, проросла ли ветвь, пустила ли она корни?» — «Не знаю»,— ответил Иоанн. Тогда старец выдернул ветвь и, увидев, что она не проросла, выбросил ее, а подвижнику сказал: «Достаточно тебе уже поливать и трудиться в этом послушании».
Вот, возлюбленные братья и сестры, каковы были подвижники благочестия. Они не мудрствовали лукаво, не рассуждали, правильно или неправильно приказал им старец — они знали, что старец будет возлагать на них такое послушание, какое угодно Богу. Отдавая неразумные, на первый взгляд, указания, духовные наставники тем самым желали выяснить, действительно ли ученики отсекли свое произволение, свою злую волю. В остальное же время они поучали своих учеников той истине, которая была освящена Евангелием Христовым.
Вы спросите меня, возлюбленные братья и сестры: «Владыко, у тех людей были в руководителях опытные старцы, а вот мы, живущие в миру,— у кого же мы-то будем учиться? Кому вдадим себя в руководство?» Во-первых, как говорит св. епископ Феофан, «если вы вопросите младенца, то и он скажет вам, как выполнить волю Божию». А во-вторых, по милости Божией, мы имеем еще пастырей и учителей церковных, к которым можем прибегать, испрашивая совета или благословения на те или иные подвиги благочестия — лишь бы только было желание, лишь бы было стремление выполнять волю Божественную.