Митрополит Иларион (Алфеев) о новом стиле и новом годе

Митрополит Иларион (Алфеев) о новом стиле и новом годе

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион 27 декабря 2014 года в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» вел беседу по поводу календарного вопроса, в ходе которой ответил на предложение перенести празднование Рождества Христова на 25 декабря, чтобы таким образом решить проблему искусительных гражданских торжеств в честь Нового года. При этом свое мнение Владыка, известный своими модернистскими воззрениями, высказывал как позицию Русской Православной Церкви.

Владыка Иларион рассказал, что в дореволюционной России никакого широкого празднования Нового года не было (что в общем-то верно), он отмечался после Рождества в рамках Святок, и соответственно тогда у верующих не было тех проблем, с которыми сталкиваются современные христиане, всё чаще задаваясь вопросом: «стоит ли вообще отмечать эту дату?» Ответ на этот вопрос сегодня каждая верующая семья вынуждена давать сама, признал глава ОВЦС, добавив, что Церковь не собирается вмешиваться в эту область и предпринимать каких-либо календарных реформ, поскольку это может привести к расколу.

Также он подтвердил, что пока он и прочие модернисты помнят о нежелании паствы переходить на новый стиль и знают о попытках сопротивления верных чад Божиих этому нововведению, в случае, если оно будет принято:
«Существует не очень широко известный факт, который я хотел бы привести. Один раз в Русской Церкви уже был принят новый стиль — это было 15 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон распорядился перейти на новый стиль, — обратил внимание архипастырь. — Но уже 8 ноября того же года это распоряжение было приостановлено по серьёзным причинам. Прежде всего, в связи с тем, что церковный народ воспротивился этому нововведению, потому что новый стиль ассоциировался с революцией, с большевиками, с новым строем (и в первую очередь - с "живоцерковниками"-обновленцами, - примеч. "РФ"). Церковный народ не хотел, чтобы Церковь переходила на новый гражданский стиль. Кроме того, одной из причин (основной, самой важной! - примеч. "РФ"), по которой Патриарх Тихон тогда предпринял попытку перейти на новый стиль, было решение межправославного совещания, которое в 1923 году прошло в Константинополе. Но, во-первых, это совещание не было всеправославным (тут митр. Иларион, верояно, хочет противопоставить совещание 1923 года грядущему т.н. всеправославному собору 2016 г., - примеч. "РФ"), в нем участвовали только некоторые Церкви, а, во-вторых, в других Поместных Церквах это же решение перейти на новый стиль привело к расколу».

Также Владыка привел пример Греческой Церкви, в которой переход на новый стиль вызвал раскол среди чад Божиих: приходы и обители, сохранившие старый стиль - ушли в раскол, перестали поминать Патриарха. Возможно, этими словами митрополит хочет заранее объявить раскольниками всех, кто не примет постановлений т.н. всеправославного собора 2016 года, в том числе касающиеся календаря. Хотя тут более уместно привести общеизвестный и неопровержимый пример Святой Горы Афон - сохранившей и старый святоотеческий календарь, и оставшейся в лоне Церкви. Также можно вспомнить Болгарскую Поместную Церковь, в которой также имеются приходы сохранившие старый календарь для богослужений и продолжающие поминать Патриарха-новостильника.

«Получилось, что из-за календаря произошёл раскол Церкви. Нам этого совершенно не нужно», — справедливо подчеркнул митрополит Иларион, желающий привести всю Русскую Православную Церковь в соответствие с требованиями Ватикана.

В то же время владыка отметил, что не видит в календарном вопросе какой-то мистики. «В этом смысле у нас очень простой подход. В Православной Церкви фактически существуют два календаря: в некоторых Церквах принят (
в нарушение канонов!, - примеч. "РФ") новый стиль, в некоторых старый стиль, а в одной из Церквей — Финляндской — принят не только новый стиль, но ещё и западная пасхалия. Православный христианин может с чистой и спокойной совестью (т.е. может с чистой совестью нарушать каноны?! - примеч. "РФ") праздновать церковные праздники в тот день, когда они празднуются местной Церковью, то есть, если он находится на территории, где Поместная Православная Церковь празднует по новому стилю, значит, он может в этом участвовать», — пояснил владыка, добавив, что в свою бытность епископом в Австрии и Венгрии ему доводилось служить Рождественскую службу в Будапеште 25 декабря, а в Вене 7 января (и, вероятно, соответственно участвовать в последующей трапезе). И это ни чуть не смутило Преосвященного Владыку!

По материалам "Русской линии"
Подготовил Александр Павлов


Написать комментарий