Послан был человек в скит Анзерский, чтобы прославить его

Послан был человек в скит Анзерский, чтобы прославить его

Преподобный Елеазар происходил от благочестивых родителей купеческаго рода, по прозванию Севрюковых, из города Козельска [2]. С ранних лет он был воспитан в страхе Божием и отдан на учение грамоте. Послушный родителям, святый отрок прилежно изучал божественное Писание, которое было главным предметом в школе стараго времени, успевал в нем день ото дня, и часто посещал храм Божий для своих чистых, детских молитв. Уже в это время возгорелось в нем желание найти путь спасения. С годами оно все более крепло, пока не обратилось в твердую решимость оставить мир с его соблазнами и непостоянством. Узнав о Соловецкой обители, что она служит лучшим местом для иноческих подвигов, святый Елеазар, достигшй уже совершеннолетия, отправился туда, благополучно достиг Соловков и был безпрепятственно принят в обитель игуменом, преподобным Иринархом [3]. 

С этого времени начинаются иноческие труды и подвиги преподобного. Непрестанная молитва, пост и другие требования монастырских правил исполнялись им строго и неуклонно. Кроме того, преподобный Елеазар нес и различные монастырские послушания; между прочим, будучи обучен резному искусству, он ревностно трудился по устройству и украшению иконостаса в соборной церкви Преображения Господня, созданной игуменом святым Филиппом, который былъ после того митрополитом Московским [4]. Подвижник прожил в обители несколько лет, проходя разные послушания и совершенствуясь в иноческой жизни. После того он был пострижен в монашество и еще усерднее стал служить Богу, посвятив Ему все свои силы. Своей подвижнической жизнью и строгим вниманием к самому себ преподобный Елеазар приобрел скоро уважение всей братии и любовь игумена Иринарха. Но не того желала смиренная душа его. Она стремилась к новым подвигам уединения и безмолвия. И вот, избегая почитания и славы, подвижник тайно уходит из монастыря и удаляется на Анзерский остров [5]. 

Здесь, вдали от людей, в безмолвии отшельника стал подвизаться преподобный. Сначала он избрал себе место на горе, называемой Голгофа, близ озера Круглого, где поставил крест, а спустя немного времени и келлию [6]. Гора Голгофа крутая и высокая. Въ ясный день с нее виден весь остров, покрытый лесом, необъятное море, острова. Для пропитания же своего на пустынном острове преподобный имел деревянные чашки и с надписанной на них просьбой, уделить что-нибудь от пищи живущему тутъ страннику, ставил их у морской пристани. Временные гости пустынного острова моряки-рыболовы, находя их, оставляли в них отшельнику хлеб и другие припасы. И по молитвам преподобного, они сторицею были награждаемы от морского улова за свое доброе дело. 

Постриженный в 1616 году соловецким иеромонахом Фирсом в схиму, преподобный Елеазар, спустя четыре года, перешел на другое место, поближе к морю и Соловецкому острову, к ветхой церкви святителя Николая, поставленной для временных тружеников на соловарнях. Здесь он построил новую часовню и малую келлийку для себя и продолжал богоугодную свою жизнь. 

Скоро, однако, жилище преподобного Елеазара было открыто посещающими Анзерский остров; слава о его подвигах дошла до Соловецкого монастыря и пронеслась по всем окрестным странам. Многие, как иноки, так и миряне, стекались к нему: одни, чтобы получить от него наставление, другие, — желая поселиться близ него для безмолвия и воздержания. Жаль было преподобному расставаться со своим тихим уединением, но всех приходящих он принимал с кротостью и любовью и не возбранял им селиться около себя. Так, мало по малу собрались к нему ревнители отшельнической жизни. Их было 12 человек. Среди учениковъ преподобнаго Елеазара известны: Никодим, бывший строителем Анзерскаго скита по кончине преподобного [7], Никифор и Никон. Никон, по мирскому имени Никита, пришел к преподобному Елеазару около 1635 года, принял от него пострижение и подвизался на Анзерском острове три года. Отшельники питались царским жалованьем, а также милостыней рыболовов, приезжавших на Анзерский остров. 

Преподобный установил для сподвижников древний чин скитского жития по примеру святых отец. Келлии безмолвных пустынников поставлены были въ версте одна от другой. В субботу вечером и накануне праздников собирались они для общей молитвы, в которой проводили всю ночь и в следующий день, совершив праздничное или воскресное пение, расходились по келлиям для богомыслия. Молитва, песнопение, пост и ручной труд по силам — составляли их обычное занятие; о душевных помыслах и искушениях, нападающих на них, они открывали преподобному старцу, как опытному своему наставнику и пользовались от него духовными советами. Сам преподобный Елеазар во всех указанных подвигах был примером для своих учеников. Обладая от природы крепким здоровьем, он ради смирения налагал на свое тело железные вериги и предавался усиленным трудам, как духовным, так и телесным: то коленопреклоненно и днем и ночью подолгу молился, то рубил дрова и носил их на спине своей, то, наконец, переписывал духовныя книги. Таким способом преподобный, как сказано во вкладной книге скита, собрал «от божественных писаний различные повести и три книги цветника [8] написав своей рукой уставом», а также ясно истолковал в своем писании чин монашеского келейного правила от своего иноческого опыта. Все эти книги он положил потом вкладом в церковное книгохранилище. Не ограничиваясь только собственноручным списыванием и составлением книг, он много покупал их на деньги, или приобретал чрез пожертвования и таким образом положил основание Анзерской библиотеке [9]. Отсюда видно, что преподобный Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем книжности. 

Таковы были труды и подвиги преподобнаго Елеазара, принятые им на себя добровольно. А сколько кром того пришлось ему пережить во дни своей пустынной жизни трудностей и испытаний всякого рода, особенно искушений от злого духа, ненавистника всякаго добра! Но преподобный мужественно и безропотно переносил лишения и смело отражал искушения бесовские. 

Случалось, иногда, во время воздержания нападало на подвижника неопредолимое желание ко вкушению рыбы. Что-же делал преподобный? Приготовив рыбы и поставив ее перед собою, он за одно только соблазнительное желание начинал с укором обличать себя в невоздержании и не прикасался к приготовленной им пище до тех пор, пока она не портилась и дурным запахом не наполняла келлию. Тогда он снова ставил рыбы пред собой и, обращаясь к себе, говорил: 

 — «Хочешь ли есть добрых рыб ныне, о любострастная моя душа? Ешь же ныне и насыться злосмрадия сего». 

 Так побеждал святой Елеазар все восстания страстей и оставался непреоборимым от них по благодати Божией. 

Однако злой дух, видя, что все его искушения отражены преподобным, не оставил его в покое, но новыми кознями захотел окончательно погубить святого подвижника. Произошло это так. Игумен Соловецкого монастыря блаженный Иринарх, впервые принявший преподобного Елеазара в свою обитель, не прерывал общения и после удаления его на Анзерский остров. Часто, особенно в зимнее время, когда устанавливался удобный путь по льду, он посылал от себя послушника на санях, запряженных лошадью, с приглашением преподобного в обитель для полезных, духовных бесед с ним. Зная это, лукавый дух однажды преобразился в такого послушника и, явившись к келлии преподобного, постучался к нему в оконце и когда тот подошел к окну, чтобы видеть, кто стучится, лукавый с поклоном сказал, что он прислан за ним от игумена. 

По смотрению Божиему и для большего испытания подвижника была скрыта от него эта хитрость диавола и он, не обратив даже внимания на то, что тогда не было пути морем, принял к себ лукавого в образе послушника, а сам начал готовиться в дорогу. Преподобный не желал однако отправиться в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы и потому ранее обыкновенного встал на молитву — для пения часов. Когда же начал он читать слова молитвы Господней: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», мнимый послушник, не вынеся этих слов, вышел из келлии и чрез некоторое время появился снова. Это повторялось несколько раз, по мере того, как читалась молитва Господня. Удивленный этим, преподобный спросил послушника, почему он выходит из келлии; тот ему ответилъ: 
 — «Посмотреть за лошадью: она не смирно стоит». 

По окончании часов преподобный, по обычаю гостеприимства, предложил мнимому брату трапезу и тогда-то, наконец, при чтении молитвы Господней, лукавый исчез без следа. Разсказав после того братии Соловецкой об искушении, преподобный Елеазар возблагодарил Бога, что Он не искусил его свыше сил и не предал в руки врага. 

Возстали на пустынника и злые люди из береговых  жителей. Сговорившись между собою ограбить преподобного, злодеи пришли к пустыннику в разсчете найти у него много богатств. Преподобный Елеазар увидел пришедших, предугадал их злой умысл и помолился Богу о защите. И Божественный Промысл, хранивший святого угодника, отнял разум у злоумышленников. Обезумев они начали бродить вокруг келлии святого, не зная, что им делать и даже забыв, зачем они пришли сюда. Умилосердившись над ними, преподобный вышел и кротко спросил их: 

 — «Чада! что вы здесь хотите и зачемъ вы пришли сюда?» 

Они же, как безумные, не отвечая ему, продолжали кружиться до тех пор, пока по молитвам преподобного снова вернулся разум их и они очнулись как бы от сна. Сознав свой грех и вину пред подвижником, грабители припали к ногам его, прося прощения. Преподобный же, поучив их не красть чужого, с миром отпустил их. 

После этого искушения подвижник избавлен был Божественным Провидением от наветов вражиих. Путем непрестанных подвигов он возшел на высшую ступень чистоты и безстрастия, которые снискали ему милость Божию. 

Милость Божия к избраннику выразилась в следующем чудесном событии с ним. Однажды преподобный бодрствовал в молитвах углубивши все свое внимание в богомыслие. Вдруг он услышал свыше божественный повелительный голос: 

 — «Напиши мой образ!» 

Страх и радость овладели преподобным от этого необычного голоса. Но, опасаясь искушения, он не тотчас приступает к исполнению повеления, ожидая дальнейшего разъяснения сего чуда. На другой же день, когда преподобный по обычаю своему с утра бодрствовал и молился, размышляя о том, чей ему образ повелено написать, он снова услышал тот же голос, еще с большей силой говорящий ему: 

 — «Напиши мой образ Христов». 

Тогда, уразумев в этом действительную божественную волю, он попросил Соловецкого иконописца Памву начертить образ Богочеловечения Христова и потом уже сам тщательно изобразил его в красках. Образ этот, поставленный по погребении преподобного Елеазара против его гроба, послужил источником многих исцелений с верою приходившим и прикасавшимся ему. 

Игумену Соловецкому преподобному Иринарху случилось быть в Москве въ 1620 году. Когда он пришел к матери царя Михаила Феодоровича инокине Марфе Иоанновне просить о нуждах своего монастыря, она спросила его об Анзерском остров и подвижниках его. Игумен сказал, что остров очень удобен для пустынножительства. 

 — «Можно ли поставить там церковь?» — спросила Марфа Иоанновна. 

Игумен ответил, что это удобно, и получил на устройство храма сто рублей, книги, ризы и иконы. Начальником 11 Анзерских пустынников был в то время иеромонах Варлаам. При нем и построена была в Анзерском ските деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила Малеина (ангела царя). 

Около 1625 года преподобный Елеазар является начальником скитян. Без сомнения он превосходил учеников своих духовными дарованиями, например, даром прозорливости. 

Так, когда приблизилась кончина Соловецкого игумена преподобного Иринарха, преподобному Елеазару открыто было об этом от Господа. Тогда святой возвестил братии своей, что его друг и собеседник о Господе Иринарх уже кончается, что он спешит к нему, но уже не увидит его в живых. А преподобный Иринарх, в свою очередь провидя, говорил братии: 

 — «Духовный мой брат Елеазар плывет морем, стараясь застать меня в живых, но смотрением Божиим не застанет». 

 Так это и сбылось. 

 Мало по малу молва о подвижнической жизни преподобного вышла далеко за пределы Поморского края и дошла даже до царского дворца. Царь Михаил Феодорович [10], весьма сильно скорбевший о том, что он не имеет наследника, однажды в беседе с Соловецким пострижником келарем Троицкой лавры, Александром Булатниковым [11], спросил его: 

 — «Нет ли среди вас такого праведного мужа, который бы разрешил нашу печаль»? 

 Александр же, зная великое дерзновение к Богу преподобного Елеазара, ответил царю: 

 — «Есть такой муж в твоей державе и, надеюсь, он может испросить вам у Бога сына». 

 Затем подробно разсказал о святом. Царь обрадовался и послал к преподобному Елеазару самого Александра с приказанием привести его с собою в Москву. Преподобный прибыл в Москву и с честью был принят при дворе. 

 Своими речами подвижник утешал опечаленного царя. Он говорил ему о всемогуществе Божием, о том, что Бог может нам дать все по вере нашей и в заключение сказал: 

 — «Как вот сей день, так и я уповаю на Господа, что зачнется и родится у вас сын и будет наследником вашего царства». 

 Обрадованный царь упросил преподобного Елеазара остаться в Чудовом монастыре до исполнения сего события, а чрез несколько времени, именно в 1629 году, действительно сбылись слова преподобного — родился у царя сын, царевич Алексий Михайлович [12]. В порыве благодарности царь предлагал преподобному и почести и власть, но он ради смирения и пустыннолюбия отказался от всего этого. Мысли подвижника были там, в созданном им скиту. Он получил от государя церковную утварь для скитского храма и грамоту, в которой расписано было жалованье Анзерскому скиту и давалось право получать из казны воск, ладан и прочее. После того святой старец с миром возвратился в свой скит. 

Преподобному Елеазару под конец его жизни пришлось еще раз побывать в Москве. По вступлении своем на престол, царь Алексий Михайлович, слыша о подвигах преподобного и глубоко почитая его, как бы другого богодарованнаго отца, пожелал видеть его лично, а посему святой Елеазар, преодолевая обычную в его летах слабость, вторично должен был ехать в столицу. Он с радостью был принят и обласкан царем, исполненным веры и любви к преподобному. Но и теперь он не искал при дворе царском своих выгод, по- прежнему заботился лишь о ските своем. Вот почему, во время пребывания преподобного в Москве, ему дана была украшенная золотом грамота о выдаче от казны всего потребного для церковных нужд и содержания братии, а также издан был указ о непременном создании в Анзерском скиту каменной церкви, постройка которой, начатая еще при царе Михаиле Феодоровиче, была приостановлена по той лишь причине, что Елеазар хотел выстроить ее в гораздо больших размерах, чем предполагалось. Одарив преподобного, царь с честью отпустил его в скит. 

 Теперь, казалось бы, легко могли исполниться заветные желания Анзерского пустынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой, по возвращении в скит, было — приступить к ее построению. Но такъ какъ безъ помощи Соловецкаго монастыря нельзя было построить каменнаго храма, то, возвратившись отъ царя, Елеазаръ отправился въ Соловки и разсказалъ монастырскимъ властямъ о милости царя къ скиту, показалъ и грамоты, въ которыхъ повелѣвалось соловецкимъ настоятелямъ заботиться объ Анзерскомъ скитѣ, особенно о постройкѣ въ немъ церкви, не считая его однако подчиненнымъ монастыремъ. Смиренно просилъ преподобный Елеазаръ вспоможенія отъ настоятеля и братіи соловецкой. Но соловецкимъ старцамъ прискорбно было, что Анзерскій скитъ совершенно устраняется отъ ихъ зависимости, и они не только отказали преподобному въ помощи, но и подвергли его строгому взысканію за нарушеніе устава о монастырской подчиненности — посадили въ тюрьму. Незлобивый и блаженный старецъ не разгнѣвался на нихъ и по смиренію своему не хотѣлъ навестй гнѣвъ царя на Соловянъ. Кротость и терпѣніе подвижника препобѣдили все. Наконецъ, и постройка церкви началась, когда побудилъ къ этому Соловецкаго настоятеля Илію [13] двинскій воевода. 

Чудесныя знаменія сопровождали постройку каменнаго храма въ скитѣ. На Анзерскомъ островѣ не было своихъ кирпичныхъ заводовъ. Поэтому кирпичъ и другіе строительные матеріалы брали изъ Соловецкаго монастыря. Но вотъ наступила весна. Путь въ обитель былъ прерванъ, такъ какъ, за множествомъ плывущаго льда, невозможно было проѣхать ни на саняхъ, ни въ лодкахъ. Строители скорбѣли о томъ, что опять приходится откладывать постройку на неопредѣленное время. Скорбѣлъ объ этомъ и преподобный Елеазаръ, бывшій уже въ то время въ преклонномъ возрастѣ. И вотъ, не смотря на свою слабость, онъ самъ съ нѣсколькими строителями, отправился въ опасный путь. Путники благополучно достигли обители и насколько возможно нагрузили свои лодки кирпичемъ и другими матеріалами для постройки. Но на возвратномъ пути они встрѣтили множество льда. Страшный испугъ овладѣлъ спутниками преподобнаго старца, особенно когда громадныя льдины, громоздясь одна на другую съ трескомъ и шумомъ приближались къ маленькимъ лодкамъ, грозя стереть и потопить ихъ. Не устрашился только преподобный. Увѣщавая и своихъ спутниковъ не поддаваться испугу, онъ повелѣлъ кормчимъ, къ ихъ изумленію, обратить ладьи прямо противъ шедшаго на нихъ льда. Ужаснулись кормчіе и не знали, чтб дѣлать, но все-таки послушали преподобнаго. И тотчасъ совершилось великое чудо. Море оказалось послушнымъ повелѣніямъ святаго старца. Оно разбивало ледъ и, относя его оть лодокъ, очищало имъ путь. Увидѣвъ это, спутники преподобнаго были страшно поражены и возблагодарили за свое спасеніе Господа, прославляющаго святыхъ Своихъ.

Такъ, съ помощью Божіею, приближалась къ концу постройка храма. Но не судилъ Господь преподобному Елеазару видѣть ея окончаніе. Неизвѣстно, сколько лѣтъ прожилъ преподобный, но онъ былъ тогда въ глубокой старости, такъ какъ довольно много времени пробылъ въ обители Соловецкой, удалясь изъ міра, а потомъ еше 40 лѣтъ подвизался на Анзерскомъ островѣ.

Чувствуя теперь приближеніе своей кончины, преподобный въ послѣдній разъ собралъ вокругъ себя всю братію. Онъ много поучалъ своихъ духовныхъ чадъ всему полезному къ спасенію и далъ имъ письменный уставъ жизни иноческой. Потомъ святый Елеазаръ поставилъ вмѣсто себя наставникомъ своего перваго ученика Никодима, заповѣдавъ ему имѣть постоянную заботу о братіи, а братіи — слушаться

— «Если труды мои воспомянутся предъ Богомъ, — такъ закончилъ свое прощальное слово преподобный, — со временемъ прославится мѣсто сіе и не оскудѣетъ никогда благодатію Божіею».

Послѣ того, причастившись святыхъ Таинъ, онъ мирно предалъ духъ свой Господу 13-го января 1656 года и съ честью былъ погребенъ своими учениками близъ выстроеннаго его трудами храма съ восточной стороны въ часовнѣ.

Вскорѣ послѣ смерти преподобнаго Елеазара была окончена постройка каменной церкви въ Анзерскомъ скиту и она была освящена во имя Живоначальной Троицы съ двумя придѣлами: въ честь Знаменія Пресвятой Богородицы и во имя преподобнаго Михаила Малеина.

Послан был человек в скит Анзерский, чтобы прославить егоБлагодать Божия по молитвам преподобного не покидала его духовного наследия и места его святых подвигов. Сама Пречистая Дева сделалась покровительницей скита. Одинъ старец строгой жизни, после молитвенных трудов, сел отдохнуть и во сне увидел Жену, стоящую на воздухе, над скитом. Простерши руки к Господу, Она молилась Ему: 

— «Владыко Вседержителю и Господи! Призри съ высоты святыя славы Своея на скитъ Анзерскій и посѣти его ради человѣколюбія Твоего и помилуй живущихъ въ немъ».

И тотчасъ послышался голосъ съ неба:

— «Посланъ былъ человѣкъ въ скитъ Анзерскій, чтобы прославить его».

Проснувшійся въ трепетѣ, старецъ узналъ въ молящейся женѣ Пречистую Дѣву и возблагодарилъ Господа и Богоматерь, что не отступаютъ они отъ мѣста сего. Какъ бы нѣкоторымъ видимымъ знакомъ особеннаго присутствія здѣсь Богородицы являются три лѣторасли, чудеснымъ образомъ произросшія изъ каменнаго помоста алтаря подъ Ея образомъ «Знаменіе». 

Благодаря особому покровительству Божію, Анзерскій скитъ сдѣлался мѣстомъ благоговѣйнаго почитанія и паломничества окрестныхъ жителей [14]. Много прибѣгающихъ сюда за духовной помощью и съ вѣрою молящихся здѣсь получали исполненіе прошеній и исцѣленіе недуговъ своихъ какъ оть иконы Пресвятыя Троицы, такъ и отъ мощей преподобнаго.

Много чудесныхъ знаменій, совершенныхъ по его молитвамъ, было собрано его почитателями, но еще болѣе было предано забвенію. Будемъ и мы, благочестивые читатели, памятуя труды и подвиги преподобнаго Елеазара и великое дерзновеніе его къ Богу, прибѣгать къ его помощи.

Мощи преподобнаго Елеазара, обрѣтенныя въ 1757 году, почиваютъ подъ спудомъ въ каменной часовнѣ. Память преподобнаго чтится мѣстно.


Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Елеазара написано около 1700 г., вѣроятно, инокомъ Анзерскаго скита Макаріемъ. Кромѣ него осталась въ копіи записка преп. Елеазара, содержащая интересныя свѣдѣнія о подвижникѣ.
[2] Козельскъ на р. Жиздрѣ, лѣвомъ притокѣ Оки, уѣздный городъ Калужской губ. Упоминаетея въ лѣтописяхь съ XII стол.
[3] Преп. Иринархъ управлялъ Соловецкой обителью съ 1613 г. по 1626 или 1628 г. Память его 17-го іюля.
[4] Св. Филиппъ Колычевъ былъ игуменомъ Соловецкимъ съ 1546 г. по 1566 г., митрополитомъ съ 1566 г. по 1568 г. Преображенскій соборъ строился съ 1558 г. по 1566 г.
[5] Анзерскій островъ, второй по величинѣ изъ Соловецкихъ острововъ (длина болѣе 14 верстъ, ширина отъ 2 до 6 верстъ, въ окружности 30 верстъ), лежитъ къ сѣверо-востоку черезъ проливъ въ 4 версты отъ Соловковъ, въ 22 верстахъ отъ монастыря. До освованія Соловецкаго монастыря островъ былъ необитаемъ и только временно служилъ пристанищемъ для бѣломорскихъ торговыхъ судовъ и промышленниковъ. Съ 1479 г. онъ принадлежитъ Соловецкому монастырю. Постоянное жительство началось на немъ со времени заведенія соловецкими настоятелями соловарень и построенія деревянной церкви во имя св. чудотворца Николая. Еще соловецкій нгуменъ Іаковъ (съ 1581 г. по 1597 г.) хотѣлъ построить здѣсь особый монастырь, но не успѣлъ въ этомъ; преп. Елеазаръ основалъ здѣсь скитъ.
[6] Нынѣ на этомъ мѣстѣ находится Голгоѳско-Распятскій скитъ, устроенный въ 1713 г. іеросхимонахомъ Іисусомъ Анзерскимъ.
[7] Съ 1656 г. по 1677 г.
[8] «Цвѣтниками» назывались рукописные и старопечатные сборники очень разнообразнаго содержанія. По большей части — это рядъ мелкихъ выписокъ, изреченій, примѣровъ и т. п., извлеченныхь изъ разныхъ назидательныхъ статей. Съ пол. XVII в. «цвѣтники» принимаютъ уже характеръ полемическій, съ каковымъ они получили большое распространеніе въ старообрядческой письменности даже до настоящаго времени.
[9] Вошедшая потомъ въ составъ Соловецкой, она сохранилась до настоящаго времени и находится теперь въ библіотекѣ Императорской Казанской Духовной Академіи.
[10] Михаилъ Ѳеодоровичъ царствовалъ съ 1613 г. по 1645 г.
[11] Александръ Булатниковъ былъ келаремъ Троицкой лавры съ 1622 г. по 1642 г.
[12] Алексѣй Михайловичъ царствовалъ съ 1645 по 1676 г.
[13] Илія Пестриковъ съ 1645 г. игуменъ, а съ 1651 г. архимандритъ Соловецкаго мон.; скончался въ 1659 г.
[14] И въ настоящее время многіе, пріѣзжающіе для поклоненія Соловецкимъ угодникамъ, посѣщаютъ и Анзерскій скитъ. Съ 1764 г. онъ приписанъ къ Соловецкому монастырю. Во главѣ скита стоитъ строитель изъ старшихъ іеромонаховъ названнаго монастыря, посылаемый туда его настоятелемъ.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 133-144.

Написать комментарий