Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(31-01-2015, 00:04)

Об обязанности учителя не только учить, но и воспитывать детей

Об обязанности учителя не только учить, но и воспитывать детей
Первый и наиболее важный вопрос для учителя начальной школы есть вопрос о задаче начальной школы. Ответ на этот вопрос, повидимому, сам собою ясен: задача учителя состоит в том, чтобы научить детей читать, писать, считать, вообще дать детям первоначальное образование. И многие учителя действительно останавливаются на подобном решении вопроса без какого-либо дальнейшего размышления. Однако неправильно было бы думать, что на обязанности учителя лежит лишь первоначальное научение чтению, письму и счету и что, исполнив эту обязанность, он может быть спокойным. Учимся мы, как говорит известная всем пословица, не для школ, а для жизни (Non scholae, sed vitae discimus). Быть может, для некоторых людей, ученых по призванию, и следует заниматься только наукою, но нельзя одним учением ограничиться в начальной школе. Способности дитяти только еще начинают развиваться, и если бы во время школьного учения все заботы воспитателя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей дитяти было бы односторонним, - даже более, развитие одного ума могло бы вредно отразиться на развитии сердца и воли. А между тем развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума. Мы ценим человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце или твердую волю и характер. И пусть не говорят, что воспитание дитя получает уже ранее в семье, школьное же время назначается для учения. Воспитание продолжается всю жизнь и никогда не оканчивается, тогда как учение может прекратиться в определенное время.

Самая жизнь с ее различными переменами, радостями и горестями не есть ли своего рода постоянная воспитательная школа, в которой Верховным Воспитателем является Сам Бог? Недаром по этому поводу говорят: «Такой-то человек прошел трудную школу жизни». Если воспитание должно продолжаться постоянно, то понятно, что тем более не должно оно прекращаться в школе. Напротив, учитель, постоянно обращаясь с детьми и пользуясь особенною восприимчивостью детского возраста, тем, что в дитяти сильно не укрепились еще различные дурные навыки, которые впоследствии полагают иногда непреодолимое препятствие к исправлению, прямо обязан не только учить детей, но и воспитывать их. Нередко с поступлением в школу дети удаляются изпод постоянного надзора родителей, и место их должна заступить в таком случае школа. Мало того, не потому ли и вверяют многие родители детей своих школе, что считают собственные силы недостаточными для того, чтобы дать детям вполне правильное воспитание? Они ожидают, что школа научит детей умуразуму, и если школа не заботится о воспитании, упрекают за различные проступки детей своих самую школу, говоря: «Чему же вас в школе учили? Значит, толку от этой учебы никакого нет». Наконец, следует заметить, что без воспитания не имело бы успеха и самое обучение. Так, для успешности обучения необходимо приучить дитя к вниманию. Всем вообще детям свойственна рассеянность, они увлекаются всяким новым впечатлением и благодаря этому не могут усвоить многого из того, что говорит учитель: одного они не слышали, другое не постарались запомнить. Ученье может идти успешно только тогда, когда дитя научится сосредоточиваться или быть внимательным к словам учителя. А все это требует не только работы ума, но и напряжения воли, следовательно, к чисто умственным занятиям является необходимость присоединить и воспитание воли. Затем, мы дольше помним то, что для нас интересно, что живо затрагивает наше чувство и волю. Впечатления детства долго помнятся именно потому, что в детстве человек более живет сердцем, чем умом: всякая игра, всякая деятельность непосредственно увлекает дитя, потому что не подвергается еще постоянному действию строгого и подвергается еще постоянному действию строгого и холодного соображения. Так и при занятиях в школе: даже то, что кажется трудным для умственного соображения, перестает казаться трудным, когда умственная работа привела в движение известные чувства. Все это свидетельствует о том, насколько необходимо учителю быть вместе с тем и воспитателем.

Заключим нашу речь о необходимости воспитания в школе прекрасными словами святителя Иоанна Златоуста. «Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училища, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Мы не щадим ни трудов, ни издержек на то, чтоб обучить детей светским наукам, чтобы выучить хорошо служить властям земным. Безразлично для нас одно знание святой веры, одно служение Царю Небесному. Мы позволяем им посещать зрелища; а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней не благоговейно, о том мало заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в своих светских училищах; почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в доме Господнем? Не говори: «Это слушание Писаний - дело монахов; ужели мне сделать дитя монахом?» Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании. Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не тому, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореходством, точно то же должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь в необуреваемой пристани, проходит жизнь неозабоченную и устраненную от всякого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь с множеством треволнений. Но для чего, скажешь, нашим детям нужно любомудрие и строгое поведение? Вот это-то самое и сгубило все - дело, самое необходимое и служащее опорою нашей жизни, считается излишним и ненужным. Так что же, скажешь, - станем мы все любомудрствовать, а житейское все погибнет? Нет, почтеннейшие, не любомудрие, а уклонение от него погубило и расстроило все. Ибо кто, скажи мне, расстраивает настоящее положение дел - те ли, которые живут воздержно и скромно, или те, которые изобретают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Первые - не то же ли в обществе человеческом, что опухоли на теле и бурные ветры на море? А последние - не так ли, как яркие светила среди глубокого мрака, призывают бедствующих среди моря к своей безопасности? Так они (т.е. первые) низвращают порядок общественный и губят общее благо, они-то причиняют бесчисленные бедствия и другим. Для них-то судилища, и законы, и взыскания, и различные виды наказаний».


Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Скоро это коснется каждого: о цифровой экономике и тотальном контролеСегодня мало кто понимает суть происходящего в России. Футбол и пенсионные проблемы отрывают умы людей от процессов, которые носят поистине революционный характер. Прежде всего, это внедрение так называемой «цифровой экономики». Пагубность этого явления люди еще до конца не осознали, в том числе и сами строители «нового дивного цифрового» мира. Новые цифровые технологии несут угрозу не только каждому отдельному гражданину, но и самому государству...

Мы должны вознести Царской Семье особые молитвы: Патриарх Кирилл в Екатеринбурге обратился к пастве13 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую митрополию, посетил Храм-памятник на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской ставропигиальной обители г. Москвы. 

10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. 10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. "Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс”... По его словам, "процесс идет во многом с опережением сроков”», − говорится в сообщении.

Свинское сословие, или пенсионная реформа глазами ОруэллаПри прочтении «Скотного двора» Джорджа Оруэлла возникает много ассоциаций с реалиями нынешней общественной жизни в России. Например, с темой пенсионной реформы, которая стала горячо обсуждаться в начале лета 2018 года. Я имею в виду предложения нового правительства России (сформированного после победы на президентских выборах весной 2018 года Владимира Путина) по повышению пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (74)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Неделя 7-я по Пятидесятнице: Об исцелении двух слепых и немого бесноватогоТолкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил...

Россия отказалась от «гендера»!Законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» официально отклонен Госдумой. Это – поистине эпохальное событие, значение которого трудно переоценить. Законопроект ФЗ № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)», был внесён в Госдуму депутатами Е.Лаховой и В.Володиным и принят в первом чтении в 2003 г. В 2008 г. депутат Е.Мизулина, на тот момент председатель думского Комитета по делам семьи и женщин, доработала его, добавив ряд таких «гендерных» понятий...

Вновь об украинской автокефалии: Константинополь все же намерен отобрать Украину у Русской ЦерквиМосковская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену...

© Русь-Фронт
Православие в России