Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Святой Православной Церкви

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Святой Православной Церкви

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном и покоряться всем ее установлениям, как-то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Тот, кто не повинуется Церкви, кто по духу противления или гордости отделился от нее, кто состоит в расколе, тот, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, не наследует спасения.

 
Господь сравнил не повинующегося Церкви с идолопоклонником: «Если кто Церкви не послушает, — сказал Он, — да будет для тебя как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. 

 

Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! Ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился Иисусу Христу. «Истинное смирение — от послушания, — сказал прп. Иоанн Лествичник, — как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «послушлив был до смерти, смерти же крестной"" (Флп. 2:8). Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: «Я смирился, и Он спас меня», — сказал пророк (Пс. 114:5).

Кто хочет спастись, тот должен, хоть понемногу, но часто молиться Богу. В будни, если дела житейские и служба не позволяют отправиться в храм Божий, молись Богу дома: утром, пробудившись от сна, на ночь, отходя ко сну, перед обедом и перед ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественном церковном богослужении.

 
Великое счастье для грешного человека, что ему дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтобы Бог простил ему грехи и даровал спасение. Давид был славным и богатым царем, был также и пророком, но признавался: «Одного просил я у Господа, и того только буду искать: чтобы жить мне в доме Господнем во все дни жизни моей, видеть мне красоту Господню и посещать храм святой Его» (Пс. 26:4).

 

Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите, — сказал Он, — и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф. 7:7).

Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в нашей заботе о спасении душ ближних, например, о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильной помощи ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), то есть спасутся. Напротив, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13), то есть немилостивым не спастись.

 
Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу, Которого нужно любить превыше всего, тщательное раскаяние в своих согрешениях как в ежедневных молитвах своих, так в особенности перед отцом духовным в Таинстве исповеди. Боговдохновенный пророк возвещает: Беззаконие мое я познал и греха моего не скрыл. Сказал: «Исповедую беззаконие мое Господу, и Ты простил нечестие сердца моего» (см. Пс. 31:5).
 
Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом. Сначала человек познает свои грехи, что достигается благочестивым исследованием самого себя; потом он отвергает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить свой грех; наконец, становится обвинителем самого себя и высказывает Господу при свидетеле-духовнике все согрешения свои, нисколько не щадя своего самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий своих. Апостол сказал: «Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

 

После очищения себя исповедью перед отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и при каждом случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим, верой и любовью приобщиться Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Его, что необходимо для спасения. Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни, т.е. спасения. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную» (Ин. 6:53, 54), т.е. имеет спасение.

Должно исповедоваться и приобщаться, по крайней мере, во все четыре поста, четырежды в год. Если же, к сожалению и несчастью, житейские заботы и этого не позволят, то непременно должно приобщиться однажды в год.

 
Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время этого краткого земного странствования. Случится ли неурожай, или уже созревший хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, случится ли болезнь с нами и членами семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение и обиды от сильного человека — все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления.

Господь заповедал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). «Претерпевший до конца, — сказал Он, — спасется» (Мф. 24:13). Посылаемые Богом скорби — верный признак того, что человек избран Богом, возлюблен Им. «Кого Я люблю, — засвидетельствовал Господь, — того обличаю и наказую» (Апок. 3:19). По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним и не ослабевай, будучи от Него обличаем. Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если наказание терпите, становитесь сынами Богу» (Евр. 12:5 — 7).

 
Таково достоинство земных скорбей, когда они переносятся с благодушием! Они — дар Божий (см. Флп. 1:29). Они — признак усыновления христианина Богом! Чтобы научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами благоразумного разбойника: «Достойное по делам моим принимаю; помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). Также полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова: «Доброе из руки Господней принимаем, злого ли не стерпим» (Иов. 2:10)? «Как Господь захочет, так и будет: да будет имя Господне благословенно во веки» (Иов. 1:21).

Желающему спастись необходимо заниматься чтением божественных книг. «Блажен муж, — сказал святой пророк Давид, — который на собрание нечестивых не ходил, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, но в законе Господнем воля его и закону Его поучается день и ночь» (Пс. 1:1—2). Ум наш, омраченный грехом, никак не может в том, что касается спасения, удовлетвориться собственными помыслами, немощными, колеблющимися, обманчивыми. Ему необходимо посредством внимательного чтения или тщательного слушания слова Божия заимствовать из него помышления божественные и вразумляться ими.

 
Святые Отцы назвали чтение и слышание слова Божия царем всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в поврежденном естестве нашем, открывает все ухищрения их, разоблачает злобу, когда она, чтобы обольстить нас, прикрывается личиной добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.

Спасайтесь, братья, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, не увидим, как пройдет. Не увидим, как подкрадется к каждому из нас смерть.

 
 
Братья! Кто из вас доныне жил благочестиво, тот пусть продолжает такое жительство. Кто доныне позволял себе проводить жизнь греховную, тот пусть принесет покаяние и отныне пусть начнет проводить жизнь добродетельную, всемерно избегая грехов, без чего невозможно спасение. «Живу Я, говорит Господь, не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив» (Иез. 33:11).

 

Источник: Из книги священника Григория Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений». Т. II. С. 459—460.

Написать комментарий