Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Святой Православной Церкви
Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном и покоряться всем ее установлениям, как-то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Тот, кто не повинуется Церкви, кто по духу противления или гордости отделился от нее, кто состоит в расколе, тот, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, не наследует спасения.
Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! Ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился Иисусу Христу. «Истинное смирение — от послушания, — сказал прп. Иоанн Лествичник, — как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «послушлив был до смерти, смерти же крестной"" (Флп. 2:8). Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: «Я смирился, и Он спас меня», — сказал пророк (Пс. 114:5).
Кто хочет спастись, тот должен, хоть понемногу, но часто молиться Богу. В будни, если дела житейские и служба не позволяют отправиться в храм Божий, молись Богу дома: утром, пробудившись от сна, на ночь, отходя ко сну, перед обедом и перед ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественном церковном богослужении.
Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите, — сказал Он, — и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф. 7:7).
Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в нашей заботе о спасении душ ближних, например, о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильной помощи ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), то есть спасутся. Напротив, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13), то есть немилостивым не спастись.
После очищения себя исповедью перед отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и при каждом случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим, верой и любовью приобщиться Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Его, что необходимо для спасения. Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни, т.е. спасения. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную» (Ин. 6:53, 54), т.е. имеет спасение.
Должно исповедоваться и приобщаться, по крайней мере, во все четыре поста, четырежды в год. Если же, к сожалению и несчастью, житейские заботы и этого не позволят, то непременно должно приобщиться однажды в год.
Господь заповедал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). «Претерпевший до конца, — сказал Он, — спасется» (Мф. 24:13). Посылаемые Богом скорби — верный признак того, что человек избран Богом, возлюблен Им. «Кого Я люблю, — засвидетельствовал Господь, — того обличаю и наказую» (Апок. 3:19). По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним и не ослабевай, будучи от Него обличаем. Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если наказание терпите, становитесь сынами Богу» (Евр. 12:5 — 7).
Желающему спастись необходимо заниматься чтением божественных книг. «Блажен муж, — сказал святой пророк Давид, — который на собрание нечестивых не ходил, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, но в законе Господнем воля его и закону Его поучается день и ночь» (Пс. 1:1—2). Ум наш, омраченный грехом, никак не может в том, что касается спасения, удовлетвориться собственными помыслами, немощными, колеблющимися, обманчивыми. Ему необходимо посредством внимательного чтения или тщательного слушания слова Божия заимствовать из него помышления божественные и вразумляться ими.
Спасайтесь, братья, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, не увидим, как пройдет. Не увидим, как подкрадется к каждому из нас смерть.
Источник: Из книги священника Григория Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений». Т. II. С. 459—460.