О призвании всех людей ко спасению

О призвании всех людей ко спасению

Архиеп. Серафим Соболев. Слово на праздник Сретения Господня. О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви
Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодухновенную предсмертную песнь праведнаго Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Эта дивная песнь взята нашею Церковью из евангельскаго повествования о сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, слышали ныне за литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшия слова: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лук. 2, 30-31). В этих словах возвещается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящия евангельския слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко спасению, что явствует и из других слов Божественнаго Писания.
Напутствуя учеников после Своего воскресения на евангельскую проповедь, Господь говорил им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Вот почему Ап. Павел в первом послании к Тимофею говорит: Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4; ср.: 4, 10).
Впрочем, Господь не только желает спасения всем людям и даже тяжким грешникам, но и влечет их ко спасению действиями Своего всеблагого Промысла. Эти действия спасительнаго о нас божественнаго промышления выражаются прежде всего в том, что Господь часто не карает тяжкие грехи отступления от Него и даже кощунства против Него, в ожидании покаяния грешников. Господь, говорит Ап. Петр, долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3, 9). Этим объясняется, почему иногда так долго живут самые великие грешники.
Мало того, Господь даже непосредственно вразумляет тяжких грешников, склоняя их к покаянию, или же делает это через истинных рабов Своих. Из Евангелия видно, как Господь отвлекал Иуду от величайшаго преступления. Он умыл ноги ему. Он обличал его предательство и на тайной вечере даже сказал в присутствии самого Иуды ученикам, что лучше бы такому человеку и не родиться (Матф. 26, 24).
Вразумлял Господь и великаго богоотступника Льва Толстого. Последний в своей печатной исповеди говорит о своем дивном сновидении, в котором Господь ясно показал ему, хотя Толстой этого и не понял, что неверие сведет его в преисподнюю и что только устремление к небу и вера в Бога даруют ему спасение. Вразумлял его Господь и через истинных рабов Своих и, в частности, через оптинскаго старца иеросхимонаха о. Амвросия и о. Иоанна Кронштадтскаго. Последний сам просил разрешения у Толстого приехать к нему. Толстой обещал принять о. Иоанна, но так и не принял. Перед смертью Толстого всеблагий промысл Божий увлек его в Оптину пустынь к ученику о. Амвросия, старцу иеросхимонаху о. Иосифу. Подойдя к келлии старца, Толстой остановился. Три раза он поднимал руку, чтобы отворить дверь, но так и не решился войти к о. Иосифу. Толстой так сильно отдался уже сатане, что диавольская сила не допустила его к старцу, и он погиб навеки.
Можно привести много и других примеров, из коих видно, как Господь дивно вразумляет тяжких грешников и влечет их ко спасению.
Таким образом, нельзя винить Господа в том, что так много людей погибает для вечнаго спасения. Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Сѵмеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.
Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т. е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды, как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас грешников исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственнаго блага. В этом законе, или установлениих нашей Церкви, выражены все заповеди Божии. А какое великое спасительное значение оне имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Псал. 118, 93. 127. 103). Какое значение имеют для нас заповеди Божии, об этом говорит нам и св. Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакия бури и дожди (Матф. 7, 24-25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (Иоан. 16, 10-11).
Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественныя заповеди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатию Божиею от всех козней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Сѵмеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивныя дела в нашей жизни, для вечнаго и радостнаго единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь. 
Примечание: 
[1] Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии, 2 февраля 1932 года. 
Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. — София, 1944. — С. 86-89. 

Написать комментарий