ОБЪЯТЫЙ СВЕТОМ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ

ОБЪЯТЫЙ СВЕТОМ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ

Житие святого Феофила Антиохийского
Святитель Феофил Антиохийский был христианским апологетом, уроженцем Месопотамии, шестым епископом Антиохии. Близким по духу к философу Иустину.


Рожденный в язычестве, святой Феофил получил обширное образование того времени, но узнал об истине из Св. Писания. «И сам я не верил, – говорит он, – воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял…». (Книга к Автол. §19).


Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила. Здесь он в частности говорит, что раньше был неверующим, но затем обратился к Богу и уверовал; это случилось, по словам святого, после того, как он прочитал «Священные Писания пророков, которые Духом Божиим предсказали и то, что уже произошло, и способ, каким это осуществилось; предсказали пророки также настоящее и то, каким образом оно происходит; наконец, предвозвестили они еще будущее в той последовательности, в какой оно произойдет. Получив доказательства относительно происходящего и относительно того, что оно случается так, как было предсказано, я не пребываю уже в неверии, но верую, повинуясь Богу».


Исходя из данного самосвидетельства, св. Феофил разделил судьбу многих апологетов II в.: свет Благовествования Христова объял внезапно его душу, соделав из бывшего язычника верного служителя Церкви.


Судя по всему, он был уроженцем Сирии, ибо, говоря о реках Тигре и Ефрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам» (11, 24).


Другими конкретными деталями жития святого мы, практически, не обладаем. С уверенностью можно лишь констатировать, что жил он во второй половине II в. и что расцвет его деятельности приходится на 70–80-е гг.


По смерти Эрота — пятого епископа антиохийского, св. Феофил возведен был (в 168) на престол антиохийский.


Пастырской деятельности его предлежало много трудов и он действовал со всей ревностью к святой вере. «Так как в это время, – пишет Евсевий, – еретики готовы были погубить стадо Божие и подобно плевелам опустошали чистую ниву апостольского учения: то пастыри церкви по всему мiру напрягали силы свои, чтобы истребить их, и разогнать этот род диких зверей; они утверждали братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретиками, то устными, то письменными. В числи их вступал в бой с еретиками и Феофил, как это видно из сочинения его против Маркиона». Далее Евсевий говорит, что Феофил писал и против Гермогена и в этом сочинении приводил свидетельства из Апокалипсиса Иоаннова.


По другим памятникам известно, что Феофил писал еще краткие, но прекрасные, наставления в назидание церкви, иначе — огласительные поучения.

Сам Феофил говорит, что писал он «Бытие мiра», где рассуждал о родословиях Патриархов, о диаволе искусителе первого человека и о ничтожестве богов. К тому же занимался он толкованием Св. Писания и наконец трудился для просвещения язычников.


Он управлял церковью 13 лет и скончался ок. 181 г., пережив тяжкое время Императора Марка Аврелия. В 3 кн. к Автолику он говорит, что Вер (т.е. Марк Аврелий Философ) управлял империей 19 лет и следовательно пережил он сего государя (180 г.). К тому же сочинение его для Автолика уже приводил в своем сочинении св. Ириней, писавший при П. Елевферие.


Сочинение св. Феофила свидетельствует о том, что он получил приличное для своего времени образование. Впрочем, считается, что он вряд ли был «философом-профессионалом», наподобие св. Иустина и Афинагора, ибо у него отсутствует «интеллектуальная строгость» и логическая дисциплина ума, что впрочем отнюдь не снижает достоинств св. Феофила, как богослова, ибо богословие не сводится только к логике.


Судя но некоторым нюансам, отраженным в его произведении (толкование еврейских слов и имен: «Суббота», «Ной» и т.д.; см.: 11, 12 и 24; 111, 19), св. Феофил обладал и некоторыми познаниями в еврейском языке. Однако данный факт совсем не позволяет делать таких крайних выводов, которые, например, делает Р.М. Грант (ученый вообще склонный к крайностям и гиперкритицизму), считающий, что св. Феофил был «больше иудеем, чем христианином» и что он принадлежал к «христианскому иудаизму» (?), тесно смыкавшемуся с «либеральным иудаизмом диаспоры». Абсурдность подобных выводов становится самоочевидной даже при самом беглом чтении творения св. Феофила. Неправомочность такого рода крайних суждений изобличается и церковным Преданием, признающим св. Феофила одним из столпов доникейской ортодоксии.


По материалам православных сайтов

Написать комментарий