О нерешительности Пилата

О нерешительности Пилата

Откуда эта противоречивость в Пилате? Откуда такое раздвоение воли в одном и том же человеке? Пока предстоял Пилат свету лица Христова - от всего сердца хотел он отпустить Праведника. Но когда обуяла его тьма иудейская, он согласился с делами тьмы. Это семя павшее в терние. Пока над семенем сиял лик Христов, оно проросло и взошло. Но как только лишилось оно света - тот час заглушил его мрак терния. Пока Господь Иисус владычественно говорил Пилату о Царе Небесном: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если не было дано тебе свыше, - Пилат чувствовал себя побежденным страхом пред Богом.
 
Но когда толпа иудеев крикнула Пилату: Если отпустишь Его, ты не друг Кесарю, - Пилат был полностью сломлен страхом перед царем земным. И страх за плоть возобладал над страхом за душу, как и поныне это порою случается.
 
Пилат был учеником светской мудрости. А светская мудрость не дает сил, но вселяет страх. Светская мудрость поддерживает не душу, а тело. Светская мудрость вселяет страх не за душу, а за плоть и за все плотское. Вот и в Пилате [наблюдаем мы] ясный и несчастный пример того, каких людей - минуя Бога и наперекор Христу - воспитывает светская мудрость. Впрочем слабохарактерная и шаткая душа Пилата - это показательный тип не только язычников, но и неутвержденных христиан. 
 
Некоторые христиане изо дня в день неощутимо, а подчас и безсознательно, то порываются освободить Христа от мрачного и приступного иудейского инстинкта в себе, то опять повинуясь этому инстинкту, равнодушно отправляют Его на  распятие. 
 
Это как правило бывает в том случае, когда тот или иной христианин нарушит какую-либо Христову заповедь во имя исполнения некой своей телесной прихоти. То свет этой заповеди озарит сердце слабовольного христианина, то плотская тьма настолько над ним сгустится, что он полностью ей уступает.
 
Господи долготерпеливый, не отврати света лица Твоего от нас ни на мгновение ока - дабы не одолела нас тьма. Господи, помоги нам пребыть чадами света до конца. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.
 
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог. Январь-февраль-март.  "Паломник", М., 2008. стр. 293-294
 
 
 

Написать комментарий