Новороссия: духовная составляющая

Новороссия: духовная составляющая

«Православие никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, что бы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства. Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев».

В блоге донецкого священника Алексия Слюсаренко находим подробное описание духовного положения в Новороссии, касательно наличия на этой территории сект и расколов (Новороссия: заметки православного религиоведа (выступление на Рождественских чтениях, 23.01.15)). По этой статье мы и составим свой краткий обзор, внося необходимые комментарии и дополнения.

Итак, согласно данным священника Алексия Слюсаренко, за последние 24 года сектантская активности на территориях, контролируемых ныне ЛНР и ДНР, существенно снизилась.

Униаты - из Новороссии ушли. Единственный их "священник", некогда бывший в Луганске, теперь отбыл в Ивано-Франковск и не рискует возвращаться. Филаретовцы также покинули территорию нового, пока не признанного государства. Их новый храм, "освящённый" Денисенко в 2013 г., – пустует. Постпротестантские секты подверглись внутреннему расколу, неизбежному для сект. Так, большинство адвентистов седьмого дня г. Луганска, не поддержало Киев и даже устроили обструкцию своему пастору, когда тот читал Обращение Всеукраинской Рады церквей с осуждением "сепаратизма".
Мормоны - также оставили Новороссию. Их офис в Луганске не подаёт признаков жизни.
Различные психокульты исчерпали себя. Ранее их "духовные руководители" организовывали фестивали «Нипата», «Жизнь как чудо», «Исцели себя сам», где собирались приверженцы психокультов и псевдоцелителей. Ныне их покровители во власти исчезли из Луганска или ушли в подполье.

Оккультизма, неоязычества, лженауки и сектантства в вузах Донбасса также не стало (в Луганском университете им. Шевченко больше не читается курс по истории христианства на Украине проф. О.В.Борисовой, в котором утверждалось, что Христос и Его апостолы были украинцами; прекратил свою работу «Институт духовного развития человека» Г.П.Шевченко (ВНУ им.В.Даля), сотрудничавший ранее с ивановцами и рериховцами; исчез из Донецка профессор А.И.Шевченко, бывший ректор Института искусственного интеллекта и одновременно «гетман Украинского реестрового казачества». Он один из первых «докторов богословия» филаретовской "духовной академии", экуменист. В стенах его вуза находили радушный приём многие тоталитарные секты. Ныне батальон «реестровых казаков» Шевченко воюет на стороне украинских силовиков).

Неопятидесятники - в глубоком подполье или же воюют на стороне Киева (один из луганских пасторов-неопятидесятников Сергей Реута («Слово жизни») воевал в батальоне «Днепр 1» и погиб в боях под Донецком 24 ноября. В одном из своих последних выступлений в ютубе Реута пророчил, что восточным соседом Украины будет Китай, а не Россия).
Кришнаитов также нет, как и распространителей их литературы.
Коммерческие культы, разумеется, давно завершили свою работу.

Но не все так безоблачно.
Иеговисты продолжают свою деятельность.
В рядах ополченцев, ранее стремившихся к возрождению духовности, к восстановлению православного воинства, встречаются сектанты-родноверы, ивановцы.

Далее священник Алексий Слюсаренко, оставив свои правые суждения, выступает против подвижников и святых, относя их к псевдоправославным течениям в Церкви.
Его неприятие вызывает почитание первого русского Царя Иоанна Грозного (прежде внесенного в списки местночтимых святых Московской епархии); оклеветанного друга Царской Семьи, принявшего мученическую кончину, - старца Григория Распутина; отрока Вячеслава Чебаркульского, предупреждавшего нас об опасности глобализационных процессов. Не принимает священник и икону «Луганской Божией Матери», история которой связана с жизнью местного подвижника ХХ века диакона Филиппа Горбенко (+1956) (на сегодняшний день образ Луганской Божией Матери по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Иоанникия установлен и своим присутствием украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска. Перед святым образом каждую среду перед началом Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы). 

Что можно сказать о такой позиции донецкого священника, которой придерживаются, к сожалению, и некоторое число других священнослужителей?

Если в народе возникло почитание некоторых людей, о святости и подвижническом характере жизни которых существует немало свидетельств, то по какой такой причине этому почитанию некоторые считают своим долгом противиться? Более того: почитание, как причина последующей канонизации, всегда и прежде всего исходили от народа, от его чаяний. Также стоит отметить, что противление в почитании некоторых подвижников встречается именно в том случае, если этот человек предупреждал о пагубности каких-либо явлений, по которым сегодня в Церкви нет единого мнения. В этом - в пророчествах об электронных идентификаторах - состоит основная причина неприятия святости отрока Вячеслава Чебаркульского. 
Если же личность почитаемого народом человека и его слова вызывают у нас сомнения по какой-либо другой причине, лучше, прежде всего помолившись, беспристрастно изучить, рассмотреть его жизнеописание, причины, по каким его почитают люди, и потом, не найдя в этом какой "крамолы" или явного духовного вреда, оставить все на праведный суд Божий и не брать на свою душу, пусть неосознанный, но грех клеветы на угодников Божиих.

Андрей Кузнецов



Написать комментарий