FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(31-03-2015, 00:07)

Манипуляция сознанием: пути противодействия

Манипуляция сознанием: пути противодействияЕще относительно недавно любое сказанное слово имело одно определенное значение, а музыка, живопись и архитектура в основе своей были религиозными, в чем, безусловно, и состоит секрет удивительной гармоничности древнего русского искусства. Но не так все обстоит в наши дни. Когда вместо проповеди Слова Божиего нынешние «культурные» деятели и дельцы ставят целью лишь соблазнить, продать и нажиться – то наше общество вынуждено постоянно сталкиваться с десятками (если не сотнями) специально разработанных техник и приемов для манипулирования сознанием людей. И вот результат – одно слово или фраза какого-нибудь чиновника сегодня имеют множество смыслов, с экранов ТВ льется оглушающая и ослепляющая какофония, а современной литературой называют макулатуру. 

Предлагаем вниманию читателя фрагмент из еще не опубликованной книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, детально исследовавшего эту проблему. В первой части публикации речь пойдет о рекламе.

В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека стало важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, влияющих на внутренний мир людей, человеческое общество пытаются превратить в систему манипулируемых биообъектов. При этом используется комплекс средств воздействия на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, что практически не оставляет обывателю свободы и права выбора. За него решают другие – как и о чем ему думать, к чему стремиться, как чувствовать, на что надеяться. Особенно это касается людей, не имеющих духовного стержня и не полагающих основой своей жизни православное мировоззрение.

МЕТОДИКИ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА

ИМИДЖ И БРЕНД

Важным инструментом воздействия на психику человека посредством рекламы выступает формирование в его сознании таких значимых понятий как имидж и бренд. Имидж – это положительный образ фирмы, товара или человека, созданный при помощи рекламы. Бренд – торговая марка, имеющая фирменное название, графическое решение, свой особый стиль. 

Приобретение вещей под влиянием имиджа или бренда прежде всего связано с воздействием последних на самооценку потребителя. Покупая фирменную вещь, человек ассоциирует себя с определенной группой людей. Это повышает его самооценку и реализует потребность в самоактуализации.

Обозначенное явление имеет глубокие духовно-психологические корни. Человек по своей сути – существо соборное, ему необходимо общество других людей и общение с ними. В Православии это выражается в соборности, в единстве во Христе, в Церкви. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…», – возглашает диакон перед пением Символа веры. И ранее, по древнему обычаю, христиане в это время лобызали друг друга в знак любви и единомыслия. Люди, сплоченные Христом и во Христе, ощущали себя единым целым, связанным любовью, общими идеалами и устремлением к Богу. Такое состояние, следствие гармоничного развития заложенного в душу человека желания единства в Боге, сообщало каждой личности чувства радости и удовлетворения.

Когда человек отходит от Господа, он отдаляется и от ближних, ибо чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг к другу. Обособление от Бога и других людей порождает у индивидуума массу естественных деструктивных чувств. Глубокое ощущение внутренней неудовлетворенности, дискомфорта постоянно безпокоит его. И тогда на смену онтологической потребности приходят различные суррогаты. Так, чувство соборности в Боге подменяется актуализацией себя с группой людей, верных определенному бренду, имеющему высокий положительный имидж. Это относится не только к рекламе, но и, например, к болельщикам, которых объединяет культовое поклонение своей команде, или фанатам популярных артистов.

Понимая манипуляторную суть имиджа и бренда, человек не должен послушно идти на этом психологическом поводке. Ассоциируя себя только с Церковью Христовой, с миром святых и ангелов, он сможет скептически смотреть на моду века сего, пропуская все внешнее сквозь призму своего православного мировоззрения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Воздействие рекламы на психику современника также зиждется на эксплуатации его базовых потребностей – необходимости есть, пить, дышать, продолжать род, быть здоровым, чувствовать себя в безопасности. В общественном плане в ряду таких категорий стоят и социальные связи – дружба, любовь, отношения с окружающими. 

Сила рекламного воздействия в следующем – всегда предлагать именно то, чего вы хотите, обещать исполнение заветных желаний, сулить счастье. Голодны ли вы или вас мучает жажда, одиноки или, напротив, отягощены чрезмерным общением – там, по ту сторону экрана, давно и тщательно изучены ваши пристрастия и вкусы и уже подготовлен тот запотевший стакан и то мягкое кресло, которые грезились вам в мечтах. Итак, первый закон рекламы: ориентированность на нашу основную потребность. Искусно составленное рекламное обращение, достигая цели, стимулирует потребность, т. е. пробуждает желание ее удовлетворить. Но как может возникнуть хотение пить пиво у 12-летних девочек? Или откуда появляется тяга отравлять свой организм никотином у здорового человека? Или какая нужда заставляет пробовать наркотики? Ответ прост. Принятие гедонистических (наслажденческих) ценностей как смысла бытия, поиск наслаждений, превратившийся в цель жизни, приводит индивидуума к курению, блуду, алкоголизму и наркомании. Реклама же, умело пропагандируя эти пороки, способствует их скорейшему усвоению и развитию.

РЕКЛАМА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новое качество. В рекламе «молекулярная» потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественной потребностью правящего класса в консолидации общества на основе потребительской парадигмы. Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры (вернее сказать, антикультуры) и индустрии. В современном постиндустриальном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по «проекту заказчика», с гарантированной культурной гегемонией потребительских ценностей. Это – наркотизирующий воображаемый мир, при погружении в который мышление человека становится аутистическим. Поддающиеся рекламному воздействию люди образуют общество спектакля в чистом виде – они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.
 
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается, казалось бы, с достоверными, объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а затем уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: «безстрастный» репортаж создает инерцию доверия, которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «безстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении – вопрос большой политики. 

Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных новостей. Конечно, уже одним этим оно искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а, значит, и рекламодателя, – обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания спрятаны слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать и показывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, «то это вызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету». А свет велик, и такого материала для ТВ хватает.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем об уничтожении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно показывает нам то, что люди видеть не должны, что глубинными, неосознанными запретами наблюдать непозволительно. Когда человеку это демонстрируют (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, и все низменное, что есть в его душе, поднимается.

Как мы уже отмечали, душа современного человека находится в крайне поврежденном состоянии. И князь мира сего управляет нами именно через низменные страсти, через стремление к услаждению грехом. Если подобные страстные вещи зритель видит в СМИ как нечто хорошее и полезное, то и у него развиваются аналогичные начала. В его душе за счет раскачки и резонирования от увиденного и услышанного возбуждаются и усиливаются природные греховные страсти. Сильное желание услаждения греховным образом или действием властно охватывают душу, целиком подчиняя человека себе. И это происходит даже у подвизающихся христиан!

Итак, какой же вывод можно сделать из сказанного? Автор книги отец Алексий Мороз справедливо считает, что задача современных СМИ и рекламы – не только и не столько продать свой товар (в широком понимании этого слова). Сегодняшние ТВ-дельцы прямо заинтересованы в уничтожении культурного ядра человеческой личности, в формировании его суррогата и навязывании подделок, имитирующих реальность. Заповеди Христовы непримиримы с такими целями, и потому работа СМИ направлена на уничтожение образа Божиего в человеке и трансформацию его сознания на антихристианский лад.

В следующей части публикации речь пойдет о негативном влиянии телевидения на детей.

Подготовил Алексей ФЕДОРОВ 
 
Источник: Газета "Православный крест", №6 (126) 15 марта 2015 г. 
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Римский папа Франциск призвал к созданию смешанной «многокультурной» расыПапа римский Франциск призвал всех людей «доброй воли» оказывать всестороннюю помощь мигрантам и беженцам в специальном послании, текст которого был обнародован в понедельник «святым престолом». Папское послание по случаю предстоящего так называемого «Всемирного дня мигранта и беженца», который будет отмечаться 14 января 2018 года, Франциск озаглавил: «Принимать, защищать, поощрять и интегрировать мигрантов и беженцев».

Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?22 июля 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала окончательный проект Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения. При этом возникает закономерный вопрос об авторитетности нового Катехизиса. Вероучительные сочинения XVII–XIX веков, иногда называемые «символическими книгами», обладают авторитетом в той мере, в какой они соответствуют учению святых отцов...

Католики нашли новый путь к отношениям с РПЦ?Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин заявил о желании католической церкви перейти на еще более интенсивный диалог с Русской православной церковью (РПЦ). Об этом он сказал в интервью РИА Новости 20 августа. По его словам, после исторической встречи папы Римского Франциска и патриарха Кирилла в 2016 году отношения между двумя церквями переживают позитивный период.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор выпустил обращение о фильме «Матильда»Вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями...

Календарь

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Август 2017 (120)
Июль 2017 (156)
Июнь 2017 (150)
Май 2017 (154)
Апрель 2017 (149)
Март 2017 (156)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Стратегический визит: Кардинал Паролин приехал подготовить Россию к встрече римского папыСегодня, в среду, госсекретарь Ватикана кардинал Паролин, прибывший на днях в Россию, проведет в Сочи встречу с Владимиром Путиным. В перспективе же виднеется исторический визит папы Франциска, - лаконично сообщается на сайте Иносми.ру (http://inosmi.ru/politic/20170821/240082459.html). Публикации на этом ресурсе, по всей видимости, не подлежат контролю со стороны нашей Патриархии, усиленно твердящей во всех новостных лентах о том, что прибывший кардинал Паролин будет обсуждать в России с первыми церковными и государственными лицами что угодно, только не визит в Россию римского папы Франциска. Опровержения дипломатии Ватикана (также уверяющей, что визита в Россию римского папы Франциска в их планах нет)...

К визиту кардинала Паролина: тайное и явное18 августа 2017 года опубликована официальная программа визита государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина в Российскую Федерацию <...> Несомненный интерес представляют высказывания аккредитованных в России представителей папского престола. 17 августа 2017 года архиепископ Паоло Пецци, митрополит католической архиепархии Божией Матери в Москве в коротком интервью радио Ватикана отметил: «Для нас на самом деле это – как визит папы. Он принесет не только слово, но присутствие папы. Мы ожидаем его слова и присутствия именно как слова и присутствия нашего любимого римского папы. Будет ли что-то меняться? Ну, изменения – это в руках Божиих, поэтому мы это не комментируем». 

Цифровая экономика как цифровое рабство - для всех и каждогоКак при монашеском постриге инок, принимая новое христианское имя, вступает в сообщество граждан не от мира сего, так человек, принимая вместо имени человеческого цифровой идентификатор личности, вступает в новое «цифровое» сообщество обезличенных «электронных граждан». Может ли человек, а тем более христианин, иметь два имени, которые он поочередно использует в различных случаях жизни? Кто-то говорит, что имя, данное Богом, никто не может отнять. Абсолютно верно. Только в данном случае речь-то идет совсем о другом – о том, что сам человек добровольно принимает новое цифровое имя, иначе, имя в виде числа. Для чего? Для того, чтобы комфортно жить в обществе потребления...

© Русь-Фронт
Православие в России