FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(31-03-2015, 00:07)

Манипуляция сознанием: пути противодействия

Манипуляция сознанием: пути противодействияЕще относительно недавно любое сказанное слово имело одно определенное значение, а музыка, живопись и архитектура в основе своей были религиозными, в чем, безусловно, и состоит секрет удивительной гармоничности древнего русского искусства. Но не так все обстоит в наши дни. Когда вместо проповеди Слова Божиего нынешние «культурные» деятели и дельцы ставят целью лишь соблазнить, продать и нажиться – то наше общество вынуждено постоянно сталкиваться с десятками (если не сотнями) специально разработанных техник и приемов для манипулирования сознанием людей. И вот результат – одно слово или фраза какого-нибудь чиновника сегодня имеют множество смыслов, с экранов ТВ льется оглушающая и ослепляющая какофония, а современной литературой называют макулатуру. 

Предлагаем вниманию читателя фрагмент из еще не опубликованной книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, детально исследовавшего эту проблему. В первой части публикации речь пойдет о рекламе.

В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека стало важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, влияющих на внутренний мир людей, человеческое общество пытаются превратить в систему манипулируемых биообъектов. При этом используется комплекс средств воздействия на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, что практически не оставляет обывателю свободы и права выбора. За него решают другие – как и о чем ему думать, к чему стремиться, как чувствовать, на что надеяться. Особенно это касается людей, не имеющих духовного стержня и не полагающих основой своей жизни православное мировоззрение.

МЕТОДИКИ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА

ИМИДЖ И БРЕНД

Важным инструментом воздействия на психику человека посредством рекламы выступает формирование в его сознании таких значимых понятий как имидж и бренд. Имидж – это положительный образ фирмы, товара или человека, созданный при помощи рекламы. Бренд – торговая марка, имеющая фирменное название, графическое решение, свой особый стиль. 

Приобретение вещей под влиянием имиджа или бренда прежде всего связано с воздействием последних на самооценку потребителя. Покупая фирменную вещь, человек ассоциирует себя с определенной группой людей. Это повышает его самооценку и реализует потребность в самоактуализации.

Обозначенное явление имеет глубокие духовно-психологические корни. Человек по своей сути – существо соборное, ему необходимо общество других людей и общение с ними. В Православии это выражается в соборности, в единстве во Христе, в Церкви. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…», – возглашает диакон перед пением Символа веры. И ранее, по древнему обычаю, христиане в это время лобызали друг друга в знак любви и единомыслия. Люди, сплоченные Христом и во Христе, ощущали себя единым целым, связанным любовью, общими идеалами и устремлением к Богу. Такое состояние, следствие гармоничного развития заложенного в душу человека желания единства в Боге, сообщало каждой личности чувства радости и удовлетворения.

Когда человек отходит от Господа, он отдаляется и от ближних, ибо чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг к другу. Обособление от Бога и других людей порождает у индивидуума массу естественных деструктивных чувств. Глубокое ощущение внутренней неудовлетворенности, дискомфорта постоянно безпокоит его. И тогда на смену онтологической потребности приходят различные суррогаты. Так, чувство соборности в Боге подменяется актуализацией себя с группой людей, верных определенному бренду, имеющему высокий положительный имидж. Это относится не только к рекламе, но и, например, к болельщикам, которых объединяет культовое поклонение своей команде, или фанатам популярных артистов.

Понимая манипуляторную суть имиджа и бренда, человек не должен послушно идти на этом психологическом поводке. Ассоциируя себя только с Церковью Христовой, с миром святых и ангелов, он сможет скептически смотреть на моду века сего, пропуская все внешнее сквозь призму своего православного мировоззрения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Воздействие рекламы на психику современника также зиждется на эксплуатации его базовых потребностей – необходимости есть, пить, дышать, продолжать род, быть здоровым, чувствовать себя в безопасности. В общественном плане в ряду таких категорий стоят и социальные связи – дружба, любовь, отношения с окружающими. 

Сила рекламного воздействия в следующем – всегда предлагать именно то, чего вы хотите, обещать исполнение заветных желаний, сулить счастье. Голодны ли вы или вас мучает жажда, одиноки или, напротив, отягощены чрезмерным общением – там, по ту сторону экрана, давно и тщательно изучены ваши пристрастия и вкусы и уже подготовлен тот запотевший стакан и то мягкое кресло, которые грезились вам в мечтах. Итак, первый закон рекламы: ориентированность на нашу основную потребность. Искусно составленное рекламное обращение, достигая цели, стимулирует потребность, т. е. пробуждает желание ее удовлетворить. Но как может возникнуть хотение пить пиво у 12-летних девочек? Или откуда появляется тяга отравлять свой организм никотином у здорового человека? Или какая нужда заставляет пробовать наркотики? Ответ прост. Принятие гедонистических (наслажденческих) ценностей как смысла бытия, поиск наслаждений, превратившийся в цель жизни, приводит индивидуума к курению, блуду, алкоголизму и наркомании. Реклама же, умело пропагандируя эти пороки, способствует их скорейшему усвоению и развитию.

РЕКЛАМА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новое качество. В рекламе «молекулярная» потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественной потребностью правящего класса в консолидации общества на основе потребительской парадигмы. Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры (вернее сказать, антикультуры) и индустрии. В современном постиндустриальном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по «проекту заказчика», с гарантированной культурной гегемонией потребительских ценностей. Это – наркотизирующий воображаемый мир, при погружении в который мышление человека становится аутистическим. Поддающиеся рекламному воздействию люди образуют общество спектакля в чистом виде – они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.
 
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается, казалось бы, с достоверными, объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а затем уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: «безстрастный» репортаж создает инерцию доверия, которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «безстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении – вопрос большой политики. 

Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных новостей. Конечно, уже одним этим оно искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а, значит, и рекламодателя, – обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания спрятаны слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать и показывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, «то это вызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету». А свет велик, и такого материала для ТВ хватает.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем об уничтожении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно показывает нам то, что люди видеть не должны, что глубинными, неосознанными запретами наблюдать непозволительно. Когда человеку это демонстрируют (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, и все низменное, что есть в его душе, поднимается.

Как мы уже отмечали, душа современного человека находится в крайне поврежденном состоянии. И князь мира сего управляет нами именно через низменные страсти, через стремление к услаждению грехом. Если подобные страстные вещи зритель видит в СМИ как нечто хорошее и полезное, то и у него развиваются аналогичные начала. В его душе за счет раскачки и резонирования от увиденного и услышанного возбуждаются и усиливаются природные греховные страсти. Сильное желание услаждения греховным образом или действием властно охватывают душу, целиком подчиняя человека себе. И это происходит даже у подвизающихся христиан!

Итак, какой же вывод можно сделать из сказанного? Автор книги отец Алексий Мороз справедливо считает, что задача современных СМИ и рекламы – не только и не столько продать свой товар (в широком понимании этого слова). Сегодняшние ТВ-дельцы прямо заинтересованы в уничтожении культурного ядра человеческой личности, в формировании его суррогата и навязывании подделок, имитирующих реальность. Заповеди Христовы непримиримы с такими целями, и потому работа СМИ направлена на уничтожение образа Божиего в человеке и трансформацию его сознания на антихристианский лад.

В следующей части публикации речь пойдет о негативном влиянии телевидения на детей.

Подготовил Алексей ФЕДОРОВ 
 
Источник: Газета "Православный крест", №6 (126) 15 марта 2015 г. 
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Волна расколов из-за непоминовения архиереев докатилась до КритаПагубная практика - когда ревностные пастыри вместо того, чтобы бороться с экуменизмом и обновленчеством в ограде своей Поместной Церкви, напротив, покидают ее - дошла и до Крита, где в минувшем 2016 году состоялся т.н. условно всеправославный собор. Четыре священнослужителя полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата): протоиерей Гавриил Мазанакис, священник Эммануил Саррис, священник Спиридон Даманакис...

Цель вируса - не средства клиентов, а деньги в банкоматеВнедрить безналичный расчет и электронные карты-кошельки оказывается не так и просто, тем более в России, известной своими умельцами и изобретателями. Правда, в этот раз российской практике предшествовали аналогичные происшествия в мире. Так, в России появился новый вирус, атакующий банкоматы, который использует бесконтактный метод проникновения. Цель вируса — не средства клиентов, а деньги в банкомате. С помощью вируса любому, кто наберет определенный код...

Афонские святые о правильном отношении к животнымВ 22 правиле Святогорского устава сказано: «Монахам не заводить животных собственно для себя». Первым, в 996 году, для братии Великой лавры их завел святой преподобный Афанасий Афонский. С тех пор и по сегодняшний день животные живут на Святой Горе. Мы собрали случаи из жизни, а также изречения афонских святых - преподобного Паисия Святогорца и Силуана Афонского о роли животных в жизни человека и том, как правильно относится к ним.

От Крыма к Царьграду"Россия, - не устают кричать на все лады, - колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы. Это - одно обвинение. Другое состоит в том, что Россия будто бы представляет собой нечто вроде политического Аримана, какую-то мрачную силу, враждебную прогрессу и свободе..."Согласитесь, обвинения один в один с сегодняшними. С одной лишь существенной разницей...

Календарь

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Март 2017 (116)
Февраль 2017 (141)
Январь 2017 (155)
Декабрь 2016 (154)
Ноябрь 2016 (150)
Октябрь 2016 (155)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Лайт-катехизис митрополита Илариона (Алфеева): краткие заметки блогераВпервые о создании нового катехизиса зашла речь на Архиерейском соборе 2008 года, и тут же, в 2009 году была собрана группа по работе над катехизисом во главе с небезызвестным реформатором митрополитом Иларионом (Алфеевым). Уже в 2016 году, также на Архиерейском Соборе, было принято решение не обсуждать катехизис в публичном пространстве и вообще оградить его от дискуссий ревнителей грифом «строго конфеденциально». Содержание документа и правда долго оставалось тайной, но в феврале прошлого года в сеть все же просочился черновой вариант отреформированного катехизиса. В итоге же изданный "Катехизис" митрополита Илариона оказался книжицей всего лишь в 250 стр. 

О причинах ритуального убийства Царя и об интересе госадминистрации США к теме Царских останковПочему ритуально был убит русский Царь? На этот вопрос в кратком интервью отвечает генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке Леонид Петрович Решетников, глава Совета общества "Двуглавый орел", историк (кандидат исторических наук), (до 4 января с.г.) директор Российского института стратегических исследований (РИСИ).
- Леонид Петрович, 100-летие события, подлейшего в мировой истории, заговор свержения православного Государя в России. После жестокой расправы всю Царскую Семью, Царственных мучеников, зверски издевались, скинули в яму, заливали кислотой... В чем смысл сакрального уничтожения этих следов?

Константинополь готов создать на Украине т.н. объединенную церковьКонстантинопольский Патриархат поможет Украине создать т.н. объединенную Церковь. Об этом заявил Предстоятель Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей на встрече с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом, прошедшей в Стамбуле 15 марта, сообщает Kmu.gov.ua. «Мы молимся, чтобы украинский народ объединился в одной Церкви. Материнская Церковь Константинополя поможет вам получить такую объединенную Церковь. Мы можем быть оптимистами относительно будущего», – сказал Патриарх Варфоломей. Глава правительства Украины, в ответ, дал высокую оценку Вселенскому Патриархату и лично Патриарху Варфоломею относительно поддержки единства...

© Русь-Фронт
Православие в России