СИЛА РОССИИ – ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВИИ

СИЛА РОССИИ – ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВИИ

О значении Православия во внешней политической судьбе нашей страны

ПРАВОСЛАВИЕ ПРЕОБРАЖАЕТ

Вера Христова преображает отдельные лица и целые народы.
Призванная Промыслом Божиим для хранения спасительной истины правого боговедения, подлинного, Православного Христианства, Россия всем и обязана была Православному Христианству. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество; оно всесторонне проникло собою жизнь народа русского и наложило свою неизгладимую печать на все проявления этой жизни, – можно сказать, Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душою России.

ПРАВОСЛАВИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ

Православная Русь возникла, когда Запад стал на еретический путь.
Неожиданно и как бы из ничего, т. е. из самых нестройных и слабых элементов, возникла сильная и великая Русь, как раз в то именно время, когда обитатели ее приняли Православное Христианство; она возникла, далее, в ту именно историческую эпоху, когда западный христианский мiр стал на путь еретических заблуждений, а восточный готов был окончательно пасть под владычеством ислама. Россия явилась, таким образом, как нарочито самим Промыслом Божественным воздвигнутая обитель истинного богооткровенного вероучения, как новый кивот для хранения на земле истинного, Православного Христианства.

Православие было связующим и объединяющим началом разобщенных славян.
Православное Христианство послужило связующим и объединяющим началом, которое создало русское государство из хаоса, хотя и родственных, но разъединенных, диких и враждующих между собою племен. Подобно тому, как при начале Христианства все крестившиеся во Христа – греки, римляне, готы, кельты и т.д. – слились в одном общем типе христианина, так и у нас все эти, теперь только по именам памятные, древляне, поляне, северяне, вятичи, кривичи, радимичи и т.д. объединились, с принятием Христианства, в нераздельном едином типе православного русского человека.

Есть сведения, что Владимир Святой, еще до принятия Христианства, предпринимал безуспешные попытки объединить разобщенных славян русских на основе языческого, идольского служения. Но только Христианство имеет неоспоримое и недосягаемое преимущество пред всеми религиями: как высочайший из законов, властвующих над сердцем человеческим, закон любви, Христианство обладает дивною силою объединять всех исповедников своих в единое тесное и неразрывное братство, где «нет иудея, нет эллина, нет ни раба, ни свободного, но все едино о Христе Иисусе».

Православие объединило русские земли.
Ставши общею религиею всех русских племен, сразу все их осенившее своим божественным светом, Православие быстро и без всяких усилий стянуло всю землю русскую незримыми и нерасторжимыми духовными нитями. Церковь сразу и для всех стала выше, святее и дороже всего, как общая всех примирительница и защитница, равно всех обнявшая своими чадолюбивыми объятиями святая мать.

Православие создало православную Русь, – царство со своеобразным строем и идеалами, с особенною историческою судьбою и задачей.

Православие приобщило многие народы к русской народности.

Другие узы и сцепления не приобщают к русской народности.
Между тем, все другие узы и сцепления, как, например, политические, законодательные, образовательные и т.п., никогда не в состоянии бы были сделать подобного превращения.

Сочетание веры и народности.
Таким образом, Православная церковь Христова изначала и всегда была и есть объединяющее начало и основная стихия русского народности; Православие легло краеугольным камнем великого здания России, и на нем зиждется наше национальное единство, цельность и самобытность. Столь тесного сближения и такого, так сказать, проникновенного взаимного сочетания веры и народности, как в России, не представляет еще ни один известный истории народ. Некоторую в этом отношении аналогию с русским народом, хранителем истинного боговедения в новое время, может составить разве только народ древнееврейский, хранитель истины богооткровенной в Ветхом Завете.

Начало Православного Христианства, органически сочетавшись с началом русской национальности, стало могущественным рычагом обрусения всяких иноплеменников, стало именно душою Русского государства, приобщившись которой, всякий инородец – и по душевному настроению своему, и по социальному строю жизни своей, и, наконец, даже по физическому типу своему – неуклонно и быстро превращается в русского право-славного человека. Поражаясь этой безпримерною связью национальности и исповедания религиозного, известный исследователь России Леруа Болье в книге своей «Государство царя и русские» совершенно справедливо приходит к заключению, что Русь больше всего сильна Православием, что последнее во всех разноплеменных обителях России освятило и укрепило любовь к общему для них русскому отечеству, что вообще «у русских невозможно отделять понятия церкви от понятия отечества».

По книге профeссора Алексея Александровича Царевского
«Значение Православия в жизни и исторической судьбе России» (нач. XX в.)

Написать комментарий