Старец Филофей (Зервакос): жизнь и чудеса

Старец Филофей (Зервакос): жизнь и чудеса

Отец Филофей родился 8 мая 1884 года в деревне Пакия в Лаконии от благочестивых родителей Панайотиса и Екатерины Зервакосов.При крещении был назван Константином. Начальное образование он получил у себя на родине. С ранних лет Константин увлекался чтением Святого Евангелия и житий святых, научился молиться и славить Бога, воцерковился.

В 1901 году в возрасте 18 лет он был назначен учителем и с удивительным рвением в течение трех лет преподавал в деревне Финики в Лаконии.

После окончания военной службы, руководствуясь наставлениями и благословениями своего духовного отца святого Нектария, Константин встал на путь равноангельской монашеской жизни, которой он желал с детских лет, и чудесным образом был направлен в святой монастырь Живоносного Источника на острове Парос. После успешного послушания 29 декабря 1907 года Константин был пострижен в монахи и наречен Филофей. На следующий день он был рукоположен в диаконы. 22 апреля 1912 года в воскресенье Самарянки Филофей рукоположился в иереи и принял хиротесию от духовного отца. В январе 1930 года в возрасте 46 лет Филофей становится игуменом Лонговардского (Лангобардского) монастыря, ставшего духовным маяком и ковчегом спасения на целых 50 лет до блаженной кончины старца.

В своей жизни старец явил себя верным воином Христовым и подражателем святых, человеком, наделенным поистине апостольской ревностью и святоотеческим попечением.

Слова старца Филофея, его отеческие наставления и советы были желанны и полезны. Однако наиболее сильное влияние оказывал его светлый и святой пример, его живая вера, великое смирение, теплая любовь к Богу и человеку.

Отец Филофей был одаренным, талантливым, вдохновленным руководителем душ и проповедовал учение Христа на протяжении всей своей жизни. Старец в течение многих десятилетий был духовным маяком Греческой Православной Церкви. Он был образцовым служителем святой воли Господа в православном отеческом и церковном духе.

Его украсили многие добродетели: простота, смирение, рассудительность, долготерпение, умение прощать и любовь.

Блаженный старец проповедовал, исповедовал, писал, преподавал, посвящал себя славе Божьей и пользе ближнего. Однако ни богатство, ни слава не трогали его. Он жил скромной, простой, истинно благочестивой жизнью.

«Старец жил в XX веке, но во всем стремился подражать великим Святым Отцам пустыни», – точно подмечает братия святой обители Фапсанон острова Парос.

Отец Филофей со справедливостью и истиной шел по пути Господа, служа народу Господнему с благим сознанием.

Как известно, благодать нашего Троичного Бога в Христовой Церкви в любую эпоху являет различных святых, чтобы через них, как духовно, так и материально, наставлять и благодетельствовать миру, направляя его дорогой Евангелия к спасению.

Блаженный старец Филофей обладал подлинным смирением, искренней любовью и крепкой, живой верой, движимой любовью. Он имел постоянную память о смерти, непрестанно боролся, чтобы угодить Богу и человеку как образу Божьему, жаждал спасения душ.

Старец нес апостольскую миссию на островах, в городах и деревнях Греции на протяжении всей своей жизни, проповедуя слово Божье, исповедуя. Наплыв верующих и почтение к его личности были удивительны. Он по-отечески покровительствовал беднякам, сиротам, вдовам, проводя всю свою жизнь в служении, с отеческой любовью работая на всеобщее благо.

Любую появляющуюся трудность старец принимал с молитвой, благоразумием, рассуждением, смирением, кротостью и терпением. Его кротость и смирение были поразительны. Лишь увидев старца, люди получали пользу.

Старец учил, вдохновлял и приводил к истинному покаянию всех приходящих к нему и спасал, содействуя Богу, многие стремящиеся к благу души.

Отец Филофей притягивал восприимчивых людей. Его внутренняя красота была заметна и в его преподобном библейском облике.

Куда бы ни направлял старца Божественный промысел для духовной работы, исповеди, проповеди и совершения служб, христиане бежали туда, как жаждущие олени бегут к источнику влаги, чтобы услышать слова веры, надежды, любви и утешения. Его принимали как человека Божьего.

Достойный восхищения отец Филофей был исключительной преподобной церковной личностью и явился избранной Богом звездой, оставившей яркий след в духовной жизни как внутри Греческой Церкви, так и за ее пределами. Поистине, старец был звеном в золотой цепи продолжателей православной традиции Святых Богоносных Отцов и Учителей нашей Церкви.

Подражатель ангелов старец Филофей, с лицом, полным святости и неземной радости, своей преподобной жизнью пребывал в этом мире как странник, путник, друг Божий. Он владел всеми дарами праведного и благого человека. Обладая великой смелостью, данными Богом дарами утешения и укрепления верующих, старец успокаивал, благодетельствовал, защищал и утешал всех приходящих к нему людей, которые знали, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

Блаженный старец Филофей Зервакос, как вы понимаете, обладал великим и исключительным духовным богатством, был украшен множеством даров Святого Духа. Старец показал святую ревность, защищая правду Божью. Он искренне возлюбил Господа и был любим Им. Он угождал Богу всеми своими деяниями, словами и писанием, всеми силами, всей своей жизнью.

Из сказанного становится очевидно, что блаженный отец Филофей, достопочтеннейшие и уважаемые Отцы и благочестивые христиане, живя в нынешнем веке, сумел показать на своем примере жизнь апостольских времен. Ведь старец жил с Христом и ради Христа, вся его жизнь превратилась в поле благой деятельности, служения и оказания всяческой помощи, как духовной, так и материальной.

Сложно найти нужные слова или правильные картины, чтобы описать его тайную жизнь во Христе. Божественная благодать, носителем которой был старец Филофей, богато наполняла его душу и тело, ею исполнялись и души верующих. Куда бы старец ни направлялся, верующие шли к нему, как в паломничество, неустанно и внимательно слушали его, даже если его проповеди длились часами. Они чувствовали в нем избранного раба Божия, исповедника веры, проповедника покаяния. Потому они так чтили старца, просили его молитв и мудрых отеческих наставлений. Он ходил по земле, но вел себя, подобно жителю Небес. Он имел облик человека, но жил, подобно ангелу. Вся его земная жизнь была непрестанным прославлением Троичного Бога, теплого заступничества Пресвятой Богородицы и всех святых. Старец жил в атмосфере внутреннего спокойствия, кротости и благости, имел глубокое чувство духовного отцовства, заботясь о спасении христиан.

Он прошел путь Господа в справедливости и истине, служил народу Божьему с благим сознанием, в силе благочестия, ежедневно страдая за Христа и своих братьев христиан. Старец обладал целостным характером и вел безукоризненную жизнь. Он был очень простой, мягкий по отношению ко всем, поучающий, незлобивый, несребролюбивый, благолюбивый, справедливый, тихий, кроткий, ведущий себя и выглядящий достойно, чистый агнец, преподобный человек Божий.

Некоторые чудесные факты из жизни старца Филофея

С ранних лет отец Филофей любил церковные службы и изучал жития святых. «Во время чтения, – пишет старец, – я чувствовал, что в мое сердце проникает луч Божественного света и наполняет мое сердце неизреченной сладостью. Ел ли я, гулял ли, разговаривал ли с кем-то, мой разум пребывал на Небе, моя душа и сердце были обращены к Богу и Небу. При чтении духовных книг я получал такое удовольствие, что часто не спал ночами, изучая закон Божий».

Любовь к Христу затмила в нем любовь к родителям, и в возрасте 20 лет, босой, плохо одетый, со Святым Евангелием в руках, движимый любовью к Христу, покидает свою родину, деревню Пакия Молаон в Лаконии, предавая себя в руки Божественного промысла. Он был голоден и устал в пути, в его душу стал закрадываться страх. «И тогда, – как пишет старец, – я увидел красивого юношу, высоко, статного, одетого в греческую национальную одежду (фустанеллу), идущего по улице Триполеос. Когда юноша приблизился ко мне, я собирался поприветствовать его. Но он опередил меня, заговорив ласковым голосом, взгляд его был радостным и светлым: «Почему ты робеешь и отчаиваешься? Ты идешь по пути Господа. Ты не должен бояться, ибо Бог рядом с тобой. Ступай же смело и решительно по дороге Господа, на которой ты уже стоишь, и Бог направит твои шаги к благу.

Юноша дал мне кусок хлеба и, подойдя к растущему рядом винограду, сорвал несколько гроздьев, положил их на камень и сказал мне: "Поешь и смело продолжай свой путь”. Его утешительные слова придали моей душе такое мужество, смелость и духовную радость, что страх, печаль и уныние тут же исчезли. Еда, которую юноша дал мне, хлеб и виноград, имели удивительно приятный вкус, ничего более сладкого и вкусного я не ел в своей жизни.

Когда я приступил к еде, юноша попрощался со мной, снова призвав меня мужественно и смело идти по пути Господа. Затем, немного отдалившись от меня, юноша внезапно исчез. Кем он был? Человеком ли? Этого я не знаю, знает лишь Господь».
Когда отец Филофей работал учителем в деревне Финики в Лаконии, он пожелал начать строительство храма. Однако его духовный отец не дал на это благословения.
Однажды ночью Филофею во сне явилась святая Феоктиста Лесбосская и сказала следующее: «Я – святая Феоктиста. Справа от меня стоит преподобный Симеон, подвизавшийся на острове Парос, слева – преподобный Симеон Метафраст, составитель моего жития. Мы усердно трудились в этой местности ради любви ко Христу, но не нашлось никого, кто бы построил нам церковь. Церковь, которую ты хочешь построить у себя на родине, построй на Паросе в нашу честь и получишь большую награду». Сказав это, святая исчезла.

11 августа 1919 года состоялось открытие храма в честь этих святых, воздвигнутого напротив Лонговардского монастыря.

8 мая 1908 года отец Филофей оставил Лонговардский монастырь и отправился на Афон. Однако в Салониках он был арестован по подозрению в шпионаже, но благодаря чудесному Божественному вмешательству и помощи паши старцу удалось спастись. «Поскольку я не знал, – пишет старец, – зачем и по какой причине паша проявил такой интерес, я пытался узнать какие-то подробности. И через два года я все узнал от митрополита Николая, адвоката, вместе с которым мы находились под стражей в одной из гостиниц Салоник. Он рассказал мне, что через два дня после ареста к нему приходил адъютант паши, его знакомый, вместе с которым они были членами греко-турецкого комитета, образованного после неудачной войны 1897 года для урегулирования вопроса о границах между Грецией и Турцией.

Адъютант увидел его в кофейне. Он узнал его и спросил, как он оказался в Салониках. Затем он отвел его к паше. Паша добавил: «Был и другой юноша вместе с ним, за которым однажды утром, пока я спал, пришел в мои покои святой Димитрий, одетый как полководец, держащий оружие. Он обратил на меня грозный взгляд и строго сказал: "Быстро вставай, одевайся и выходи на улицу, чтобы освободить юношу, несправедливо осужденного и приговоренного к смерти твоим личным секретарем. Когда ты освободишь его и спасешь от смерти, отправь его в Солунский порт и посади на пароход "Микали”, который готовится к отплытию”. И паша поспешил спасти юношу от опасности и отправил его в Грецию.

Так я узнал, что моим избавителем от смертного приговора был святой великомученик Димитрий Солунский».

«8 мая 1910 года, – рассказывает отец Филофей, – по благословению духовного отца я отправился в паломничество на Афон. Когда корабль прибыл в Солунский порт, я посчитал необходимым поклониться мощам святого Димитрия, моего защитника и первого после Бога спасителя.

Когда я сошел с корабля, турки снова сочли меня шпионом. Несколько дней я находился под наблюдением. Однако когда я решил уехать, во время прохождения через таможню, меня схватили вновь и посадили за колючую проволоку. Там находился другой юноша, которого я спросил, по какой причине мы арестованы. Он сказал, что нас намерены казнить. "Что плохого мы сделали?” – спросил я. "Оставь, – ответил юноша, – не ищи причин”.

Через некоторое время в Солунский порт причалил пароход из Румынии, перевозящий нефть. На борту было много пассажиров. Как только пароход причалил, по неизвестной причине одна из цистерн с нефтью загорелась. Пламя мгновенно распространилось по всему грузу. Послышался грохот, языки пламени возносились к небу. Город потерял покой. Все сторожа покинули таможню. В этот момент юноша, сидящий вместе со мной, достал из кармана ножницы, разрезал проволоку и, взяв меня за руку, вывел из заточения. Затем он заплатил одному еврейскому лодочнику, чтобы тот проводил нас на греческий корабль, находящийся в порту.

Мы поднялись на корабль, и я начал приводить в порядок свои вещи. Закончив, стал искать взглядом того юношу, своего спасителя, чтобы поблагодарить его и спросить, кто он. Но мне не удалось найти его. Я спросил почти всех пассажиров и команду корабля, и понял, что никто не видел, ни как юноша поднимался на корабль, ни как сходил с него.

Кем был этот юноша, знает лишь Господь. Я знаю лишь то, что спустя много лет, когда Салоники уже были освобождены и я служил литургию и читал проповедь в храме святого Димитрия, взглянув на икону святого, я понял, что юноша, освободивший меня из плена и проводивший на корабль, был удивительно похож на это изображение святого Димитрия.

В память о великом чуде

(Отрывок из письма старца Филофея к жителям его родины, деревни Пакия, с целью дать ей новое название – «Святой Димитрий»)

«… Чтобы святой Димитрий стал жителем нашей деревни, защитником, помощником, покровителем и стражем, и в память о великих чудесах, которые святой Димитрий совершил со мной, грешным и ничтожным, дважды приговоренным к смерти нечестивыми турками и дважды спасенного. В первый раз, когда я направлялся к месту исполнения смертного приговора, святой послал ко мне фессалоникийского пашу и освободил меня, спас меня от смерти. Во второй раз святой лично вывел меня из тюрьмы, посадил на корабль и сопровождал меня, пока греческий пароход не покинул порт».

Любопытное и радостное событие

«В святой Лавре святого Саввы мы пробыли два дня. В воскресенье жен-мироносиц 28 апреля 1924 года я отслужил литургию в соборном храме монастыря, а затем мы со всеми здешними отцами отправились пить кофе. Когда мы сели в одной из комнат и принялись за кофе, произошло нечто любопытное и радостное. Я знал, что некоторые птицы привыкли к монахам и брали из их рук хлеб. Мне было очень интересно посмотреть на это. Поэтому я попросил монастырских старост и других братьев показать мне этих птиц. Однако на протяжении двух дней, пока я находился в монастыре, птицы не показывались. Но в тот момент, когда я собрался пить предложенный мне кофе, семь-восемь птиц неожиданно прилетели, опустились мне на плечи, на руки, другие сели вокруг меня и начали петь и щебетать. Сначала от неожиданности я смутился, но потом быстро пришел в себя. Пришедшие посмотреть на меня отцы улыбались и удивлялись, говоря: «Птицы, узнав, что ты хочешь их увидеть, прилетели».

Я же, полный радости и изумления, взял хлеб, приготовленный для кофе, и предложил его птицам. Затем отцы принесли мне инжир, который я разломил на маленькие кусочки и также отдал птицам. Они, благословенные, взяли еду из моих рук. Склевав все, птицы с приятным нежным щебетанием взмыли в воздух и улетели».

Написать комментарий