О нравственных причинах наших несчастий

О нравственных причинах наших несчастий

Митр. Евгений Болховитинов. Слово в Неделю о слепом
И вопросиша ученицы Его глаголюще:
Равви! кто согреши? сей ли, или родителя его, да слеп родися?
(Слова ныне чтеннаго Евангелия. Иоан. гл. 9, ст. 2).


Непостижим есть Бог во всех своих творениях видимых, кольми паче в невидимых своих советах и намерениях! Но Он по непостижимому же совету вселил человеку неограниченное любопытство изследовать и непостижимыя дела Его; а потому простительно для смертных и недоумение о Его судьбах. Правда, вера покорных сердец достаточна для успокоения их в вещах невидимых. Но человека больше трогают вещи видимыя, к нему ближайшия. В них-то встречающияся ему таинства чаще смущают его неведением многаго. Ибо сколь ни обширны уже познания человеческия, но сколько еще причин явлений в природе остается под завесою неизвестности? Многа сокровенна суть вящшая сих, малая бо видим дел Божиих (Сир. 43, 36), сказал мудрый Сирах.
А из всех таинств видимаго творения Божия человек сам для себя есть непостижимейшим таинством. Оставлен будучи собственному только разуму, он не ведает ни причины существования своего, ни конца, ни даже насщоящей судьбы своей. Особливо таким недоумением омрачается разум человеческий при разсуждении о причинах своих несчастий, когда сам он не признает себя виною их. Ибо есть подлинно таковыя несчастия в человечестве, и они-то соблазняют наипаче непросвещенных откровением Божиим. Пример сему представляет нам ныне чтенное Евангелие о слепце, родившемся без зрения, которое даровал ему Спаситель. Мудрецы века сего не могли бы найти причины сему несчастию, разве только в каких-нибудь недостатках сил природы, или в слепом каком-нибудь случае, нимало не утешительном для человеческаго сердца. Но ученики Христовы, озаренные верою, искали причин нравственных в правосудии Божии. Кто согреши? сей ли или родителя его, да слеп родися? вопрошали они своего Учителя. Вот две существенныя причины большей части несчастий человеческих! а Спаситель в ответе своем ученикам присовокупляет еще третию, гораздо важнейшую, яко да явятся дела Божия (Иоан. 9, 3) в избавлении людей от сих несчастий. Разсмотрим убо все сии причины хотя кратко.
Что человек вообще никогда не страждет без какой-нибудь вины, сие признавали все истинные Мудрецы, допускавшие в Боге правосудие и милосердие. Огнь и град и глад и смерть, вся сия создана быша на месть (Сир. 39, 35), говорит Сирах. Недолжнаго же мучитися, осудити Бог чуждо мнит своея силы (Прем. 12, 15), говорит Соломон. Опыт жизни также подтверждает, что за ошибками последует безуспешие, за злом зло, за пороками казнь, и редко сие правило подвержено бывает изключению. Но бывают и невольныя беды и незаслуженныя по видимому наказания, так как и награды. Где же причина и вина оных? Здесь-то говорю, недоумевает разум человеческий! Например, он видит нечестивых благоденствующих и благочестивых страждущих. Еда лучшая творят, иже обитают в Вавилоне, и того ради владеют Сионом? вопрошал некогда Ездра. Видех нечестия в Вавилоне, и имже несть числа и многих согрешающих. Виде душа моя и ужасеся сердце мое. Понеже видех, како терпиши согрешающим Господи, и пощадел еси нечествующих и погубил еси люди твоя, сохранил же еси враги твоя и не возвестил еси никомуже? Воистинну не вем, како сие уразумети имам, еда суть дела лучшая Вавилонская, нежели Сионская (3 Ездр. 3, 28 и след.)? Благочестивый Давид также жалуется на свои несчастия. Егда всуе оправдах сердце мое и умых в неповинных руце мои (Псал. 72, 13)? говорит он. Чем согрешил и ныне упоминаемый слепец, родившийся таковым прежде, нежели мог еще согрешить? Вот вопрос неразрешимый естественным разумом человеческим! Но вера обясняет нам такие случаи другими причинами. Не упоминая о премудром попущении Божии страдать добродетельным и благоденствовать нечестивым, заметим наипаче при настоящем случае, что есть грехи, или пороки, преливающиеся с кровию от родителей в чад, и есть правда и святость наследуемыя последними от первых. Есть наказание, прастирающееся до позднейших потомков; и есть такожде благословение, продолжающееся до последних родов. Есть вина родителей осуждающая чад и есть грехи чад наказующия родителей. Таким образом, как говорит нам слово Божие, единым человеком грех в Мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша, и царствова смерть от Адама даже до Моѵсея и над несогрешившими по подобию преступления Адамля (Рим. 5, 12. 14). Напротив того благословение Аврааму данное простиралось и на все его семя. Потомство Хамово понесло с собою навсегда проклятие и рабство в пустыню; а потомство Симово почтено родоначалием Мессии. Давида согрешившаго грех отмщен был смертию сына, рожденнаго от жены Уриины; а от поблажки развращение детей его на нем самом в терпении от них гонения. Таковы судьбы Божии! Но не такое ж ли правосудие сретаем мы и в законах природы и в законах общежития? Отец, разстроивший свое здравие житием распутным, не сообщает ли слабостей и болезней своих чадам? Отец, безрасчетною роскошию потерявший свое имение, не делает ли нищими и детей своих? Отец получивший чести от предков, но потерявший оныя злодеяниями, не оставляет ли и потомство в поругании? А дети виновные не сокрушают ли сердца и родителей, неумевших предохранить их? Как бы ни старались извиняться и оправдываться в сих взаимных несчастиях те и другие: но самая польза, проистекающая от сих последствий в общежитии, опровергает их нравоучением отцам и чадам. Чада грешников бывают мерзка, говорит Сирах; их погибнет наследие и с семенем их выну поношение. Отца нечестива укорят чада, яко его ради поношение приимут (Сир. 41, 8-10). Что сильнее сего может родителей заставить пещися не о своих только выгодах и удовольствиях, но и о пользе чад своих? Что убедительнее может и чадам внушить, чтобы они не подобилися худым житием родителям, или не сокрушали бы добрых своими поступками? Действительно, сколько родителей исправилось разсмотрением таковых следствий? и сколько чад возвратили и возстановили честь предков своих?
Применим сие и к первородному греху, обвинившему пред Богом все человечество. Есть ли бы сей грех неизгладим был ничем во веки, то правосудие таковое конечно трудно было бы оправдать: но сколь легкое средство к избежанию сей повинности предложено нам милосердием Божиим в удовлетворении Сына Его? Мы оправдившеся верою, мир уже имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом; и аще прегрешением единаго мнози умроша, множае паче Благодать Божия и дар Благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествова (Рим. 5, 1. 15). И так одни только те останутся осужденными во грехе сем, которые не восхотят прияти Его оправдания.
Что касается до временных несчастий, неминуемо проистекающих из растления нашего естества даже и в состоянии оправдания нашего, то заметим во-первых, что великодушное претерпение оных составляет для нас достоинство и честь в царстве Благодати. И потому-то Святые мужи всегда радовались в скорбех века сего и желали даже носить оныя. Они почитали их признаком отеческаго попечения о себе Божия, очищающаго их от временных грехов, коим и они бывают иногда подвержены. Его же бо любит Господь, наказует, говорит Св. Апостол Павел. Аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 6-8).
Но есть еще несчастия, которых причина сокрывается не в первородном растлении естества, и не в действительных преступлениях, а в особенном некоем предопределении Божии, как открывает нам в ныне чтенном Евангелии Спаситель о слепце, родившемся таковым не за грехи родительские и не за свои собственные, но яко да явятся дела Божия на нем. И сие-то таинство Божиих судеб открывается нам уже в последствиях. Ибо в путях провидения Божия всегда много находится такого, что для некоторых случаев только и сотворено и как говорит Сирах, не можно наперед постигнуть, что сие? на что сие? вся, бо сия во время свое взыскана будут (Сир. 39, 26). Так Бог попустил ожесточиться Фараону и рек ему: на сие истое воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли (Рим. 9, 17). Так праведнаго Иова предал Он в руки диавола, да прославится святость Праведника сего. Так и в нынешнем Евангелии упоминаемому слепцу не дал Он при рождении зрения, дабы даровать ему оное чудесне к большему прославлению могущества Божия и к вящему обрадованию его самаго. Но такия лишения отнюдь не должно почитать несчастиями, а паче путем к получению благодеяний Божиих, которых мы не лишились, но вновь сподобились. А хотя бы никогда мы оных и не сподобились, то да признаваем и в сем всеблагий промысл, предостерегающий нас лишениями сими или от злоупотребления сих благ, или от поводов к каким-нибудь горшим несчастиям. Благ бо и милосерд есть Господь как в том, что подает нам, так и в том, в чем отказывает.
Покоримся убо провидению, всегда ведущему нас ко благому концу; а с своей стороны да остерегаемся сами быть виновными в лишении его щедрот. Горе нам, есть ли по небрежению нашему о приобретении себе оправдания Христова, будем несчастны за то, что родители наши, или мы согрешили. Но блаженны будем, когда и в нас оправдится слово Христово, что ни мы согрешили, ни родители наши, но да явятся дела Божия на нас. Аминь. 
Источник: Собрание поучительных слов, в разныя времена и в разных епархиях проповеданных, Святейшаго Правительствующаго Синода и Комиссии духовных училищ Членом, Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким, Киево-Печерския Лавры Священно-Архимандритом, разных орденов Кавалером. Часть I. — Киев: В Типографии Киево-Печерския Лавры, 1834. — С. 108-117. 

Написать комментарий