Иисус Христос оживотворяет нас на всякий час и минуту

Иисус Христос оживотворяет нас на всякий час и минуту

Святой прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю святых отец.
И ныне прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан. 17, 5).

В нынешнюю седьмую неделю по Пасхе Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев Перваго Вселенскаго собора, созванных в греческом городе Никее императором Константином Великим к 20 мая 325 года по Рождестве Христовом, — для утверждения истиннаго учения о Сыне Божием, поколебленнаго ложным учением еретика Ария, отвергавшего Божество Сына Божия, и других единомышленников его.
Между прочими святыми отцами на Никейском соборе присутствовали: святый Николай Чудотворец, святый Александр, епископ Александрийский, и сопровождавший его молодой диакон Афанасий, уроженец города Александрии, котораго Александр очень уважал за его необыкновенныя дарования, за ум, глубокое богословское образование, прямоту, смелость, силу речи и за высокую христианскую жизнь; впоследствии он сам был избран в архиепископы города Александрии, по смерти епископа Александра. Еще были на соборе святый Пафнутий, епископ Фиваиды в Египте, Павел, епископ Неокесарийский, Спиридон, епископ ТримиФунтский, великий чудотворец, и епископ острова Кипра святый Иаков Низибийский, также чудотворец, и другие. Все 318 отцев были из разных стран. Но, не смотря на чрезвычайную разность стран, из коих пришли, языков, которыми говорили, и обычаев, коих держались эти святые отцы, — прибывшие на собор, согласным исповеданием веры засвидетельствовали, что учение Ария и его сообщников, дерзнувших отвергать вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом Отцом, есть новое, противное апостольскому учению, чуждое церковной веры. Равно засвидетельствовали святые отцы, что составленный ими на соборе сѵмвол веры, начинающийся словами: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя... и известный всем вам, — есть вселенский верный проповедник апостольскаго православнаго учения, которое есть вера всей Церкви и предание отцов. — В этом сѵмволе, дополненном впоследствии на втором вселенском соборе, изложено апостольское учение о Святой Троице: о Боге Отце, Творце мира и Вседержителе; о Господе Иисусе Христе, втором лице Святыя Троицы, — Сыне Божием единородном, рожденном от Бога Отца прежде всех век, — как Свете от Света, Боге истинном от Бога истиннаго, несотворенном, единосущном Богу Отцу и Творце всего; воплотившемся, распятом, погребенном, воскресшем, вознесшемся на небо и паки грядущем судить весь мир; и о Святом Духе, о Церкви, о крещении едином, о воскресении мертвых и жизни будущей.
Никейский вселенский собор есть богомудрый проповедник божественной славы Пресвятыя Троицы единосущной и нераздельной и, в особенности, — славы Иисуса Христа, как Сына Божия и Богочеловека. Эта вера, говорит святый Златоуст, апостольская вера заградила уста еретиков и, как непоколебимая стена, отразила все козни их.
Собор Никейский также определил всем христианам праздновать светлый праздник Пасхи не в иной день недели, а именно в воскресный, — в первое воскресенье после весенняго полнолуния, так, как известно, что Спаситель наш воскрес в первый день, который следовал после пасхи иудейской. Собор также ввел возможное единообразие в обрядах христианскаго празднования, постановив, между прочим, 20-м правилом своим не преклонять колен в церквах во дни воскресные и во всю Пятидесятницу, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.
В Евангелии на литургии Церковь произносит ходатайственную, или священническую молитву Сына Божия о прославлении Его вечною славою чрез распространение истиннаго Богопознания в мире, о соблюдении верующих от неприязни, освящении их, единении между собою и с Богом и вечном их блаженстве. В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех. Чтение Евангелия в неделю святых отец научает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и чем они важнее, тем они сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возводил очи Свои на небо. Если Сын Божий с внутреннею молитвою соединял и внешнюю, преклоняя по временам колена, воздевая руки, возводя очи горе, — то сколь необходимо и важно для нас сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, или обрядами, свидетельствующими о избытке и живости сердечных чувствований: ибо от избытка сердца уста глаголют (Матф. 12, 34), говорит Господь.
Братия и сестры! благодаря Богу и святой нашей Церкви православной, — мы все родились в истинной вере, веруем твердо в Иисуса Христа, как Сына Божия, как и во Святую Троицу — Бога Отца и Сына и Святаго Духа; — и большая часть из нас собственным опытом, умом, душой и сердцем и всем существом испытали и познали и непрестанно испытываем и познаем, что Иисус Христос есть Жизнодавец и Бог и Спаситель наш: ибо Он непрестанно являет нам и в нас знамения Своей благости, правды и святыни и всемогущей силы, — оживотворяет нас на всякий час и минуту, нас, умерщвленных грехами, милует кающихся, очищает, освящает, умиротворяет, утешает, просвещает, укрепляет, врачует немощи душевныя и телесныя, чудно помогает в делах наших и венчает их вожделенным успехом; — направляет душевныя стопы наши к исполнению заповедей Своих и еще здесь дарует нам предвкушать начатки вечной жизни на небесах. Да держимся же все неуклонно нашей спасительной веры, исполняя ея святыя заповеди и уставы, и да будет для нас Господь Иисус Христос и началом и концем всех наших желаний, помышлений и всех наших деяний, яко Того есть слава и держава во веки веков. Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 249-253. 

Написать комментарий