О том, что нетерпение имеет свой источник в диаволе и есть мать всех грехов

О том, что нетерпение имеет свой источник в диаволе и есть мать всех грехов

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Поучения. Однако, продолжить рассуждение об основных истинах веры («de necessariis fidei») не будет делом праздным, ибо это де до не безплодное. Многоглаголивость, хотя иногда заслуживает упрека, но, если имеется в виду назидание, она не является дурной. Посему, когда речь идет о каком-нибудь благе, то самое существо дела требует, чтобы рассмотреть и то, что составляет противоположность благу. Лучше прояснишь, что должно осуществлять, если раньше рассмотришь, чего необходимо избегать.

Итак, относительно нетерпения рассмотрим, не окажется ли, что как терпение (имеет основу) в Боге, так его противоположность рождена и введена нашим противником, — чтобы отсюда стало ясным, насколько нетерпение по существу противоречит вере . Ибо что зачато соперником Божиим, то, конечно, не может быть в согласии с божественным. Существует такое же несогласие реальностей («retum»), как и их виновников. Если Бог есть существо самое благое, то, по противоположности, диавол — существо самое злое. Самою своею противоположностью они свидетельствуют, что один другому не могут оказать какой либо помощи, так что нам невозможно сколько о зле сказать что-нибудь доброе, столько же о добре — что-нибудь злое.

Посему начало нетерпения (natales impatientiae) я полагаю в самом диаволе , который уже тогда не стерпел, что Господь Бог подчинил все твари, какие создал, Своему образу, т.е. человеку (Быт.3:1) Ибо он не скорбел бы, если бы мог терпеть, и не позавидовал бы человеку, если бы не был сне даем скорбью. Таким образом, он обманул его, потому что завидовал, завидовал же, поелику скорбел, а скорбел, так как, конечно, не мог терпеливо снести этого. Чем сначала был этот ангел погибели, — злым ли, или нетерпеливым, я не считаю нужным спрашивать, ибо явно, что или нетерпение началось вместе с злобою, или же злоба произошла от нетерпения, а потом они совместно вели свои злоумышления и нераздельно возросли во едином лоне (своего) отца. Ибо (то нетерпение), какое диавол сам первый почувствовал и чрез это вступил на путь греха, — то (самое нетерпение) он, — наученный собственным опытом, что содействует греху, — призвал на помощь, чтобы толкнуть человека на преступление. Встретившаяся тотчас с ним жена была обвеяна — чтобы не выразиться как-нибудь необдуманно — чрез самую беседу с ним заразительным духом нетерпения, так что она никогда не согрешила бы, если бы сохранила терпение, будучи послушною божественному запрещению. Но она не довольствуется одною только этою встречею, не имеет терпения сохранить молчание пред Адамом, который еще не был ее мужем (nondum maritum) и не обязан был ее слушаться, и делает его продолжателем того, что она заимствовала от злого. Таким образом, ведется к погибели и другой человек чрез нетерпение своей половины; скоро и сам он погибает за свое нетерпение, обнаруженное в двояком отношении: и в отношении к заповеди Божией и в отношении к обольщению (circumscriptionem) диавола, — когда не удержался ту сохранить, а это — отвергнуть. Оттуда начало осуждения, оттуда — начало греха: с того времени Бог начинает гневаться, когда человек соблазнен был оскорбить (Его).

С тех пор — первое терпение Божие, когда обнаружилось первое неповиновение. Ограничившись тогда одним проклятием, Он изрек его, в виду наказания, только на диавола. А раньше этого преступления, обнаруженного в нетерпении, какой порок был присущ человеку? Он был невинен, он — ближайший друг Божий и насельник (colonus) рая. Но как только единожды он подпал нетерпению, он перестал обретать в Боге наслаждение, лишился возможности быть носителем небесного. С того времени человек, преданный земле и удаленный от очей Божиих, начинает легко быть увлекаемым, вследствие нетерпеливости, на все, что может оскорбить Бога. Ибо так как плодородие жены, в силу воспринятого от диавола семени, стало злым, то она произрастила сына гнева и научила свой отпрыск (editum) своим хитростям. И что подвергло Адама и Еву смерти, то самое научило и сына начать с человекоубийства. Последнее я напрасно приписывал бы нетерпению, если бы Каин, этот первый человекоубийца и первый братоубийца, спокойно, терпеливо перенес отвержение Богом его приношения, если бы он не был разгневан на брата, если бы, наконец, он никого не убил. Но так как он не иначе мог совершить убийство, как только во гневе , а гневаться мог только вследствие нетерпения; то этим он показывает, что совершенное им во гневе нужно относить к тому, чем возбуждается гнев. Но это была как бы колыбель нетерпения, находившегося тогда еще в младенческом состоянии. Неудивительно, впрочем, что оно так скоро возросло. Ибо если оно впервые приводит ко греху, то естественно, что, будучи первою, оно стало и единственною матерью всякого греха, давая из своего источника разнообразные греховные воды. О человекоубийстве уже сказано. Происшедшее первоначально вследствие гнева, оно, какие бы причины впоследствии для себя ни находило, все-таки сводится к нетерпению, как своей основе. Пусть кто-нибудь совершит это преступление из вражды, или ради грабительства (praeda), но, однако, предшествует (prius est) то, что он делается нетерпеливым в (своей) ненависти, или жадности. Что бы ни разжигало, но, при отсутствии нетерпения, оно не может перейти в осуществление. Кто иначе впадет в блудодеяние, как не при обнаруженной нетерпеливости в отношении к похоти? И если оно (т. е. блудодеяние) вынуждено у женщин платою, то такая продажа целомудрия обусловливается (ordinatur), конечно, нетерпением: с презрением отнестись к (подобной) прибыли. Вот как возникают основные (principalia) грехи пред Богом. Ибо, говоря кратко, всякий грех должен быть приписан нетерпеливости. Зло есть нетерпеливость в отношении к добру. Всякий распутный не имеет терпения к целомудрию, и безчестный — к честности, и нечестивый — к благочестию, и безспокойный — к спокойствию. И злым всякий делается потому, что он не мог устоять в добре. Посему как же такая змея (excetra), (рождающая) грехи, не оскорбляет Бога, Который отвергает, зло? Разве не ясно, что сам Израиль всегда погрешал пред Богом вследствие нетерпения, когда, забывши о небесной деснице, которою был избавлен от египетских страданий, он требует у Аарона себе богов — вождей (deos duces) и принесенное свое злато употребляет на (соделание) истукана? Вынужденное замедление Моисея, беседующего с Господом, он принял с нетерпением. После насыщающего дождя манны, после источения воды из камня, они усомнились в Господе, не могши перенести трехдневную жажду. Ибо это также вменяется им Господом в вину, как выражение нетерпения. И чтобы не потеряться в частностях (скажем): они всегда погибают только за грех нетерпения. Как бы иначе они наложили руки на пророков, если не по нетерпению к их словесам? И Самого Господа они убили вследствие нетерпения Его видеть. Если бы они обнаружили терпение, были бы освобождены от рабства (греху).

Тертуллиан. «О терпении»

Написать комментарий