Что значат слова: «Стяжи друга Господа»

Что значат слова: «Стяжи друга Господа»

Из писем преп. старца Амвросия Оптинского. В последнем письме твоем спрашиваешь, что значат слова: "Стяжи друга Господа". Слова эти означают, чтобы стараться быть истинной ученицей Христовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать от Господа истинные ученики Его: Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам... Сия заповедаю вам, да любите друг друга... болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 14-15, 17,13). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по Евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять клянущих и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны; также и в том, чтобы, по силе нашей и возможности, защищать ближнего от врагов видимых и невидимых, и чем можно и как можно помогать ему. Апостол Павел пространнее объясняет свойства любви к ближним: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде (ближних), радуется же о истине (их): вся любит (то есть все покрывает любовью), всему веру емлет, вся уповает, вся (печальная) терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13: 4-8).

К этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.

Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя в себе зависть и ненависть, и слыша разные клеветы, говорила себе самой: "Я недостойна любви их". А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Экдик пишет: "Егда помолишися, якоже подобает, ожидай тех, якоже не подобает". Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это, и будь осторожна.

О начальственном избрании — оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: "Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет". А искренно толкующим об этом отвечай: "Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст".

Ревнуя о молитве, почаще прочитывай "Семь слов Макария Египетского", по прежним переводам. Там ты увидишь и узнаешь, что молитва без любви и смирения и терпения не прочна. Хотя во время и подаются молитвенные действия, но, по недостатку любви и смирения и терпения, скоро отнимаются.
 
Источник: Остаюсь с искренним благожеланием...Письма и выборки из писем преподобного старца Амвросия Оптинского. Издание Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни, 2011, стр. 401-403

Написать комментарий