Успех всякаго дела зависит от Бога

Успех всякаго дела зависит от Бога

Свт. Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

 

Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся (Матф. 6, 25).

Как не заботиться о нужном для земной жизни? Как не заботиться о пище и одежде? Наша одежда сама собой не шьется, наша пища сама собой не готовится; наши домы сами собой не строются и не нагреваются в холоде. К тому же земныя вещи могут быт обращаемы на пользу вечной жизни: ими мы можем служить ближнему в его нуждах их можем употреблять на службу Богу.

Каких же забот о земном не велит иметь христианину Господь наш?

Заботы о земном тогда преступны в христианине, когда он ищет земнаго без мысли о промысле Божием. Тогда заботы его— заботы язычника, который не знал истиннаго Бога и не имел твердой веры в промысл Его. А как много и ныне есть труженников земли, которые работают на земле без мысли о Боге! Хотя Бог не оставлял их поныне без пропитания и одежды; хотя он незримо и нечаемо подавал им помощь в самых крайних нуждах: однако они все смотрят с безпокойством на будущее, как будто будущее зависит от их забот. Иной говорит: теперь у меня мало детей, и для них много требуется забот. Что же будет со мною, когда будет их много? Теперь дети еще малы, и на них так много выходит. Что буду делать, когда они подрастут? А что, если еще сделаюсь болен, или умру: кто будет кормить детей? Другой не имеет детей и также тревожится за будущность, я состареюсь и не в силах буду работать,— а детей нет: кто станет кормить меня? Судите, к лицу ли христианина такия тревоги? Тревожатся за участь того, чего еще нет, тревожатся так, как будто не мимо их забот и тревог идет все в мире. Всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Кто от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? Неужели Он, всеблагий, тогда как дал бытие вашим детям, оставит умереть их с голоду? Или Он, Всемогущий, не знает, что старость бездетная имеет нужду в пище? Весть Отец ваш небесный, яко всех сих требуете (Матф. 6, 32). Трудитесь в мире совести, но не забывайте, что успех всякаго дела зависит от Бога. Потому молитесь пред началом дела за его успех, молитесь по окончании дела, благодаря за конец. Всякая забота наша о земном, без упования на промысл Божий, есть — грех и делает нас недостойными благословения Божия.

Далее, заботы наши о земном преступны еще тогда, когда хотим иметь земных благ больше, чем нужно для короткой жизни нашей.

Много ли нужно для человека на земле? Не слышим ли, как довольствуются дети природы слишком малым? И между нами мало ли таких, которых состояние ограниченно и почти бедно, и, которые живут покойно? Отчего же тревоги других, которые наделены многим с избытком? Отчего, владея многим, говорят: мало нам? Оттого, что эти люди прихотливы, оттого, что кроме нужд природы, они придумали или нажили себе множество своих нужд, нужд страстей ненасытимых У них есть одежда, чтобы прикрыть тело от вреднаго влияния стихий; но им мало того; они хотят иметь богатую одежду, и не одну, а две и три. У них есть пища здоровая и свежая, но им не нравится пища простая, им надобна пища изысканная; у них есть и деньги, чтобы приобретать другия надобности жизни, но им давай много золота. Судите, прилично ли такое поведение христианину, котораго желания должны быть умерены, потребности ограниченны? Или не есть ли это поведение язычника, котораго страсти необузданны, желания безграничны? Апостол предписывает христианам:имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем(1Тим. 6, 8). Желать земнаго более, чем нужно для земной жизни, может только страсть к земле. А стоят ли земныя блага, чтобы питать к ним пристрастие? Все они так ненадежны, гниют и портятся, горят и тонут, похищаются и исчезают. Все они только на время забавляют душу, но не дают ей ни счастия, ни покоя; мало того: за минутныя наслаждения ими, душа расплачивается тревогами совести, ощущением пустоты и скуки; а с иными бывает и того хуже: иных избыток земных благ совсем отуманивает: доводит до забвения о Боге, до роскоши и безпутства, до гордости и высокомерия, до жестокости и безчеловечия в отношении к другим.— Печальное, жалкое состояние!— Потому-то апостол говорит:будьте пользущиеся миром, как бы не пользующиеся; преходит бо образ мира сего(1Кор. 7, 13).

Говорить ли о том, что заботы о земном крайне преступны, когда для приобретения благ временных, употребляются не честный труд, не служба совести, а средства преступныя? В таком случае забота о земном не была бы одобрена иным язычником. Труды чиновника государство награждает жалованьем и обезпечивает его на старость пенсиею. Но иной, чтобы обогатиться, обманывает начальство, кривит дела правыя, прикрывает виновнаго и подвергает невиннаго суду и осуждению. Дело ли это христианское? Иной торгующий, желая скорее нажиться, берет за товар и труды тройную цену против того, чего они стоят. Дело ли это совести христианской? Иной работник тайно обкрадывает своего хозяина, который платит ему за труды плату добросовестную, и без котораго он, быть может, не имел бы хлеба. Не дело ли это худаго язычника? Иные не хотят знать заповеди апостола:аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Сол. 3, 10); живут праздно, бегают труда и именем Господа обманывают людей, чтобы получать деньги на удовлетворение худых привычек. О! как строго осуждены они будут на суде Божием. Все приобретенное неправдою будет пищею адскаго огня, который будет жечь делателя неправды. Единственное спасение от вечной беды несчастнаго— возвратить неправдою взятое законному владельцу; а христианство предлагает неправдою нажитое, после удовлетворения обиженных, раздать бедным.

Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, сказал Спаситель (Матф. 6, 33). Попечениям о земном должны предшествовать в нас попечения о небесном; пред заботами о доме и теле должны занимать первое место заботы о вечном спасении. Что дороже:— душа или тело, земля или небо? Если будем наблюдать законный порядок в желаниях вечнаго и временнаго: то помышления о земном будут святы. Мало того: Господь так любит нас, что в таком случае берет на себя приготовить нам все нужное. Лишь только ищете вечнаго спасения души, нужное для тела будет подано. Потому-то тем более жалки, тем более несправедливы те, которые день и ночь трудятся для земли,— а о небе не вспоминают и в воскресный день; и деньги и труды тратят, чтобы одеть и накормить семью прилично, а чтобы украсить себя и семью жертвою для храма, делом милостыни,— того и на уме нет. Весьма верно называет их писаниесынами века сего(Лук. 16, 8): они живут по духу времени и для времени,— гоняются за ветром, за известностию, за славою, а думать о вечности своей им некогда.— Какое печальное положение! Что ждет их за гробом?

Братия, блюдите, како опасно ходите, не яко же немудри, но яко же премудри, разумевающе, чтó есть воля Божия (Ефес. 4, 12). Живя по воле Божией, можем мы быть счастливы и на земле и в вечности. Но гоняясь за земными благами не согласно с волею Божиею, мы готовим себе только горе. Будем же умны, для своего покоя. Аминь.

1852 г. В г.Волчанске.

Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях.— Издание третье.— СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1883.— С. 290-293.

 

Написать комментарий