Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а рассуждениями его не победишь

Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а рассуждениями его не победишь

Из писем преподобного старца Амвросия Оптинского. Пишешь, что тебя иногда занимает мысль, как денница из светоносного Ангела обратился в сатану. Сама ты знаешь, что от гордости. Но помни, что тебе теперь крепче должно держаться молитвы, и не увлекаться никакими ни помыслами, ни рассуждениями, хотя бы они с шуией стороны происходили, хотя бы, по-видимому, с десной.

Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а рассуждениями его не победишь.

Слышанные N. слова, чтобы тебе не смотреть в бездну, чтобы не закружилась голова, это самое и могут означать, чтобы тебе не внимать никаких внушениям и представлениям вражиим, хотя бы благовидным, хотя бы неблаговидным; они означают глубокую бездну, от которой у кого не закружится голова?
 
Поэтому всего лучше презирать всякую внушаемую чепуху вражию и держаться единственно единой молитвы Иисусовой, с верою, и со смирением, и упованием, что Сам Господь лучше нас покроет и защитит и силен все нужное нам подать.
 
Святой Лествичник говорит: "Именем Иисуса Христа бей ратники; несть бо сильнее на них оружия, ни на небеси, ни на земли".
 
И в Деяниях святых апостолов сказано (Деян. 4: 12): несть бо иного имене под небесем, данного... о немже подобает спастися нам. Тебе враг внушает искать высоких дарований. Ты приими это внушение по-своему, то есть с полезною мыслью, по свидетельству Священного Писания, из которого видно, что нет выше дарования, как дарование смирения, как и Сам Господь говорит: смиряяй себе вознесется.
 
Этого дарования ищи, к этому дарованию стремись. После смирения второе дарование — очищение от страстей, особенно от главных, от славолюбия, от сугубого сластолюбия, и тонкого любоимания. За очищением души от страстей, милостью Божиею последует воскресение ее и соединение с Господом, если только душа, оставив всех и все, прилепится всем сердцем и всею любовью к Единому Господу.
 
Но, испытав любовь сию, Иоанн Богослов ясно показывает главный ущерб любви и недостаток ее, о исправлении которого всячески должно заботиться. Он говорит в Первом послании своем: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1 Ин. 4: 20).
 
Хотя тут выставлен самый грубый недостаток любви, но желающим приблизитися к Богу должно заботиться искоренять в себе и самое малое нерасположение к ближнему, ради чего и дана нам заповедь: благословлять гонящия ны. И прибавил апостол: благословите, а не клените. И, наконец, заключил: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте... ни единому же зла за зло воздающе.
 
Чтобы достигнуть тебе такого настроения духа, молись почаще о главном лице, с которым ты благодушно не можешь встретиться, и оно от тебя убегает. Попущением Божиим это искушение обеим вам к испытанию, к познанию своей немощи, и к смирению, чтобы понимали мы, что значат апостольские слова: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим. 12: 14-19).
 
Источник: Остаюсь с искренним благожеланием... Письма и выборки из писем преподобного стаца Амвросия Оптинского. Издание Московского подворья Введенской Оптиной пустыни. 2011г. стр. 222-224
 

Написать комментарий