Мед духовного сота есть девство

Мед духовного сота есть девство

Архимандрит Фотий (Спасский) о девстве и чистоте. Благодать и мир тебе буди, чадо, в Дусе Святе! Господь тебя хранит доселе и благодать Его не отступит от тебя до конца, точию ты себе внимай и учению Святаго Духа: Он тебя украсил красотой небесной, ангельской, Христовым богатством, сокровищем Царствия Небесного снабдил: блюди убо сие святое стяжание, помни, кто ты еси? Святое слово Божие верных и чистых чад Божиих именует так: вы церкви Бога жива; вы храм Духа Святаго, и Дух Божий живет в вас правды ради: убо храни, о! чадо, правду Божию: пока хранить будешь правду, дотоле будешь ты и Церковь Бога живаго и Дух Божий в тебе будет. Правда же есть то, чтобы заповеди блюсти и жить по закону Господню безпорочно и всечестно. Многие добродетели правду в тебе составляют, но сокровище целомудрия и девства есть первая правда твоя, и яко матерь прочих в тебе доблестей Христовых; ибо о святом целомудрии и девстве тебе, о девице, внушаю, о том напоминаю: ты живешь среди сует, ты яко ладия плаваешь среди моря, не без скорби иногда бывает плавание, даже при самой пристани, и в тихом уголке молитвенной храмины твоей; но доколе Свят Дух пребывает с девством, дотоле все свято в девице, свята и утроба ее, свято все в ней, вне и внутри: девица подобна новой церкви, в коей все новое: новое писание, новое украшение, новое, неочерненное, светлое, чистое, приятное и драгое; так и в девице все свято, цело, чисто, дорого внутри, и в сердце и в уме, это у нее на сердце злато учения и сребро добронравия; это сокровище царствия, это драгий камень чистоты; это украшение невинностью, это светлость совести, и чтобы то ни было, токмо все бывает святое, Божественное, духовное; и токмо то паче видно в деве святой, что она печется как угодити Богу телом и душою. Цвет драгий и красный, добрый зело цвет рая Божия, есть девство: блюди убо и молись, да не увянет сей цвет в тебе: он чудно цветет; может цвести и не увядать никогда; увянув же в ком-либо единожды, не может паки в прежней лепоте и непорочности процвести и быть: мед духовного сота есть девство; оно сладко для совести; и единожды смешав оного сладость с горечью растления, чем можно будет горесть души усладить?

Сад есть Святаго Духа девство: единожды сей сад истребив, как жалостно бывает воззреть вне и внутрь себя? Коль многие древа добродетелей с древом животным, с древом красоты и благовония девственного то сокрушаются, то иссыхают? Девица, если чиста бывает, и милостива, и кротка, и всячески по Закону Божию жить тщится, то не она живет, а в ней Христос, Телом Своим Христос есть в ее теле, Кровию Своею в ее крови, Духом Святым в ее душе, дыханием Своим в ее дыхании, теплотою Своею в ее теплоте, и вне и внутренне тогда в девице дивно есть Христос. О! как страшно и ужасно изгнать насильно Христа Бога девице из себя, и приять в себя с сатаною, змием древним, прелестником, блудника. О! как страшно, вместо ложа и соединения о Святом Духе со Христом дать себя в ложе и в единение человеку грешнику? Горе, кто себя позволяет, льстясь, чем-нибудь растлить, окрасть, опорочить, но увы! мука велия и тому, кто дерзнет Христов храм растлить! Грешник! Помнишь ли, в Кого согрешаешь, согрешая с девой Христовой? Не дева то, а Христос есть в ней от приобщения Тела и Крови, и ты, мня в ней согрешить и согрешая, в Самого Христа согрешаешь; нечестиве, окаянне, всескверне, или ты не можешь чувствовать, что в Тело и Христову Кровь согрешаешь? И ты, о! дево, не забуди, в Кого допущаешь в себе согрешать прелестника? во Христа, — и во что? в Тело и Кровь Его, в уды Его святые: посему и страшно любодеяние, и страшно гремит Слово Божие, так вопия: аще кто храм Божий растлит, растлит того Бог, и храм Божий свят есть, иже есте вы.

О! девице, чадо духовное мое, невеста Христова: я знаю, что ты свято хранишь свой храм, и ведаю, что Дух Божий живет в тебе: внимай сему учению духа правого и, ревнуя, утверждай ближних во свете сего учения. Лютые времена! И ежели когда о роде человеческом можно сказать, то ныне: о род лукавый и прелюбодейный! вси слабы стали: о Господи! подкрепи слабых, сохрани крепких в брани, исцели уязвленных, покори под нозе твоих чад и рабов змия прелестника. О! всепагубная пестрота и пригожество твое, змию адов! много, многих ты соблазняешь под видом добра в гнусные твои узы.

Я видел вот что: в некоем месте увидел я больного с заразной болезнью. По неосторожности вместе с ним жил друг его, и вот, от приближения к заразному, со временем и друг впал в горший, неисцельный недуг. Что же еще мне попалось на глаза? Пришел я в место, где блюлись некие снедные вещи, и увидев, что одни снедные вещи изгнили, я сказал приставнику: отчего это испортилось так скоро: очень свежее и хорошее сюда положено было? Приставник сказал, лукавствуя: не ведаю, верно, место худо, а старец опытный тотчас мне шепнул: отче, приставник все то хорошее положил подле лежалого и старого, и уже начавшего портиться, а потому-то и все хорошее так скоро испортилось. Разум притчи сей таков: сообщаться с развратными, любодейными, лукавыми опасно чистым и правым.

От сообщения и бесед злых благие удобно развращаются. О! девице! тебе Господь дал премудрость и крепость: сама себя спасая, спасай и иных то словом, то делом, то духом; сама не восхищай долг учить: жена, по Апостолу, да не учит, но по готовым книгам и учениям святых отцов учить может другинь своих, а сан учительства и проповедничества, а также писать писания, подобно бесом водимой жене, г-же Гион, презирай, убегай подобных, и восхищающие все то подобно сей безумной, прокляты и запрещены; ты же, о! невеста Христова, живи и пребывай в целомудрии и во всякой добродетели, подражая святым девам, особенно же Пульхерии святой.

Святое супружество я уважаю, но кому следует о девстве вопию. Господь с тобою, мир тебе: помни, что как от плоти и крови в сообщении человек телесный зарождается во утробе жены, так от Плоти и Крови Христовой в приобщений зачинается и зарождается человек духовный во утробе каждого. И чем чаще бывает сообщение у кого с Телом и Кровию Христовою, тем скорее и паче зачинается и возрастает духовный Христов человек, нова тварь, т.е. святость и всякое совершенство Христово зарождается и возрастает, и бывает в человеке, приобщающемся святого Тела и Крови Христовой. Приобщайся убо и ты, чадо Отца Небесного: благодать Божия тебя не оставит, точию ты не удаляйся от нее. Христос с тобою есть и будет во веки Святыми Тайнами, Телом и Кровию Своею. Аминь. 12 июля 1822 года»

Архимандрит Фотий (Спасский) Письма

Написать комментарий