Почитать и прославлять память Божиих посланников есть наша обязанность

Почитать и прославлять память Божиих посланников есть наша обязанность

Митр. Евгений Болховитинов († 1837 г.). Слово в Неделю пятую по Пятидесятнице. 
Благоволение моего сердца, и молитва, яже к Богу, по Израили есть во спасение (Рим. 10, 1).
Так-то посланники Божии не о своем токмо спасении пекутся, но паче о спасении тех, коим проповедуют оное. И в сем-то наипаче они различествуют от мирских самолюбцов, готовых жертвовать чужим благополучием своему. За то какова же должна быть и наша к ним благодарность? Каково должно быть наше к ним благоговение? Довольно бы для чести их пред нами было и то, что сам Бог называет их другами Своими, и уважение, оказываемое им, относит к самому Себе. Слушаяй вас, говорит Он им, Мене слушает (Лук. 10, 16) и приемляй вас Мене приемлет(Матѳ. 10, 40). На когда они сами тщатся попечением своим о нас доказать себя искренними друзьями и доброжелателями нашими, то мы ли отречемся со своей стороны сколько возможно тщиться прославлять на земли святую память их?
Так подлинно; мы обязаны почитать и прославлять память их за их попечение о нас. Но дабы живее возчувствовать все к тому побуждения, то разсмотрим подробнее причины, обязующия нас к сему.
Чтобы почитать благоговейно память Святых мужей, к сему первым побуждением служит то, что Дух Святый по преимуществу именует ихчадами Божиими (1 Иоан. 3, 1), наследниками Божиими, снаследниками же и братиями Христу (Рим. 8, 17. 29; Ефес. 11, 21), жителями небес (Флп. 3, 20), во Христе новою тварию (2 Кор. 5, 17), помазанниками Божиими (1 Иоан. 2, 20), Царским священием, людьми обновления (1 Петр. 2, 9), избранными другами Божиими (Иак. 2, 23), и многими иными знаменитыми титлами. Сие достоинство их есть пред Богом, а в отношении к нам важнейшее титло их составляет то, что они суть благодетели человеческаго рода; и в сем-то смысле Св. Апостол Павел нарицает их сосудами милости Божией (Рим. 9, 23).
В самом деле, что была жизнь их, как не деятельнейшее служение ближним, приятие странных, насыщение алчущих, одевание нагих, защита гонимых, утешение несчастных? Что было самое существование их, как не залог охранения и спасения человеческаго рода? Ибо часто Бог не хотел карать даже и преступников и восторгать от земли сии нечестивые плевелы для того токмо, дабы с ними вместе не восторгнуть и святой пшеницы. Часто довлело единаго праведника, дабы спасти целый дом и даже целый град от гнева Божия. Обыдите, глаголал некогда Бог во гневе Своем на нечестивых Иерусалимлян, обыдите и воззрите и познайте и поищите на стогнах Иерусалима, аще обрящете мужа, творящаго суд и ищуща веры, и милосерд буду Иерусалиму (Иер. 5, 1). Естьли бы и в развращеннейшем Содоме было хотя десять праведников, то бы они избавили весь град от погибели. Аще обрящутся тамо десять, не погублю Содома десятих ради (Быт. 18, 32), глаголал Бог ко Аврааму. Самое конечное разорение Иерусалима, предреченное Спасителем отвратили оставшиеся еще в нем несколько праведников. Иначе, глаголет Спаситель наш, не бы убо спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны (Матѳ 24, 22). Для Павла единаго спасены также от смерти все плывшие с ним в корабли спутники. Ибо именно обявил ему Ангел Господень: се тебе дарова Бог вся плавающия с тобою (Деян. 27, 24). И действительно, Господь окрест людей Своих отныне и до века, по слову Давидову, и не оставит Господь жезла грешных на жребии праведных (Псал. 124, 2-3).
Сего еще недовольно. Едино присутствие праведника в дому грешника призывает на дом сей даже благословение Божие. Лаван не веровал Богу Иаковлю: однако ж почувствовал, что ради Иакова благословил его Бог. Усмотрих, говорил он сам, яко благослови мя Бог пришествием твоим; мало бо бе елико моего у тебе, и возрасте во множество (Быт. 30, 27). Едва также Иосиф вступил в дом Пентефрия Египтянина, то сам Господин его усмотрел, яко Господь бе с ним, и елика творит, Господь благоустрояет в руку его, и бысть благословение Господне Иосифа ради на всем имении его, в дому и в селех его (Быт. 39, 3. 5). Толико-то дивен Бог во Святых своих!
И сие не без причины. Праведники не столько о себе ходатайствуют у Бога, как о ближних и о всех имеющих нужду, о всех даже отчужденных милости Божией, когда только им возможно умолить Творца. Св. Апостол Павел в ныне чтенном Послании говорит, что он молился и о тех Израильтянах, которые ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Содомитяне заслужили строжайшую казнь правосудия Божия: однако ж Авраам и о них ходатайствовал. Господи! говорил он, не пощадиши ли всего места пятидесяти ради праведных, аще будут в нем (Быт. 18, 24). А еще удивительнее, горячесть той молитвы, с какою Моѵсей вступался пред Богом за народ свой, впадший в злочестие. Господи! взывал он, я сам не хощу спасен быти, есть ли Ты не помилуеши прегрешившаго пред Тобою народа: и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32, 31-32). Подобно сему Св. Апостол Павел говорит: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех по плоти (Рим. 9, 3). А Первомученик Стефан со искренностию молился за самых врагов своих: Господи! вопиял он, испуская дух свой под руками убийц своих, не постави им греха сего (Деян. 7, 60)! Такова-то любовь Святых мужей ко всем ближним!
Правда, нередко по недостоинству нашему молитва их о нас в недро их самих обращается (Псал. 34, 13), как говорит Богодухновенный Давид: но не чаще ли случалось, по слову того же Давида, что едва воззваша праведнии, и Господь услыша их (Псал. 33, 18). Не победил ли Моисей своею молитвою Амалика (Исх. гл. 17)? Не отвратил ли ею от народа своего гнев Божий (Исх. гл. 32)? Не свел ли оною Илия дождь с небесе на жаждущую землю (3 Цар. гл. 18)? Не воскресил ли Елиссей от смерти сына вдовицы (4 Цар. гл. 4)? О! не оспорима истина слова Божия, что много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16).
Естьли же Святые мужи вспомоществовали нам ходатайством и молитвами своими в жизни своей, то престанут ли они тем же благодетельствовать нам на небеси, выну зря лице всеблагаго Бога? Страннолюбивая и сострадательная душа Авраамова оставит ли ныне желать, что бы странники в Мире находили себе пристанище и грешники помилование Божие? Горевший в жизни ревностию предстательства о спасении ближних Моѵсей, неужели не имеет ныне пред лицем всеблагаго Бога такой же чувствительности и братолюбия? Незлобивый дух Стефана неужели прекратит молитву свою за врагов своих? И естьли, по свидетельству Слова Божия, Ангели возносят пред престол Вышняго молитвы верных (Апок. 8, 4); есть ли и они радуются и о едином грешнике кающемся на земли (Лук. 15, 10), как говорит Спаситель; то соестественные нам люди, други наши, благодетели, с любовию, состраданием и живейшим участвованием оставившие нас зде долу, охладят ли к нам свои чувствования в святейших селениях? и не совокупят ли с молитвами нашими свои молитвы о спасении нашем? а Бог, внимавший от земли о нас молитвы их, отвратит ли ухо Свое от них на небеси? О нет! Всегда очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их (Псал. 33, 16), по слову Давидову. И на сем-то основании Св. Апостол Петр уверяет учеников своих, что он потщится и всегда на исходе своем из тела имети их в своей памяти (2 Петр. 1, 15).
И так вот причины, по которым должны мы во-первых из благодарности, а притом и из надежды с благоговейным почтением и молитвенным славословием почитать память Святых мужей, отшедших от нас пред лице Божие. И есть ли мы сохраним таковыя чувствования к ним; то конечно не престанут и они молитвами благодетельствовать нам на небеси, так же как благодетельствовали здесь на земли. Почтить же их в жизни сей ничем лучше не можем, как подражанием их вере и добродетелям. Тако бо завещавает нам и Св. Апостол Павел: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие; их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Аминь. 
Источник: Собрание поучительных слов, в разныя времена и в разных епархиях проповеданных, Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии духовных училищ Членом, Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким, Киево-Печерския Лавры Священно-Архимандритом, разных орденов Кавалером. Часть I. — Киев: В Типографии Киево-Печерския Лавры, 1834. — С. 185-193. 

Написать комментарий