Дымский чудотворец
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в середине XII века (около 1157 года) в благочестивой семье и воспитан был в строгости и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий. « Возлюби бо Бога паче всех благих мира сего». Господь же даровал ему особые духовные дарования, так что …ещё юн сый телом, но разумом и многолетних старцев превзыде.
Однажды благочестивый отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: « Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет». (Мф.16,24). Слова Господа нашего Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной, вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.
С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания. Он никогда не совершал ничего без благословения, не опускал своего молитвенного правила, не пропускал церковных служб, первым приходил и последним уходил из храма. В монашеских подвигах молодой инок вскоре превзошел всю монастырскую братию. При этом Антоний как зеницу ока хранил свой ум от помыслов превозношения и гордыни, стяжав особую кротость и незлобие, во всём стремясь быть меньшим среди братии. Своим чистым смирением и строгим воздержанием он приобрёл общую братскую любовь и доверие.
Когда же находило некое искушение, преподобный претерпевал и побеждал его, приводя себе на память слова Спасителя: «глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишнее что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся». (Лк.12:4-5).
В 1187 году, по благословению Новгородского архиепископа Гавриила, понадобилось по важным церковным делам отправить посольство из Новгорода в Константинополь (Царьград). Новгородский владыка обратился к Хутынскому настоятелю с просьбой послать кого-то из братии в дальнее хождение. В монастыре, на общем соборе братии, был избран инок Антоний. Тяжело было любителю уединения оставлять родную обитель, намоленную келию и отходить от своего учителя. Настоятель, благословляя на столь трудный и дальний путь, напутствовал возлюбленного ученика душеспасительными словами: «Иди с миром. Бог да устроит путь твой, который если и труден и прискорбен тебе быти покажется, то сие ведай, что узкими и прискорбными вратами подобает нам в Царствии Божие войти». Преподобный Антоний слагал душеспасительные слова учителя в своём сердце как некое драгоценное сокровище. У ног великого Варлаама Антоний научился предпочитать «добродетель послушания паче всех опасностей».
Из Константинополя Преподобный Антоний совершил поломничество в Святую Землю: поклонился Святому Гробу Господню в Иерусалиме, посетил многие палестинские монастыри, где познакомился с монашеской жизнью в эпоху исихастского расцвета, Видимо, в это время у Преподобного Антония возникло желание совершенного пустынножительства по образу восточных отшельников.
Исполнив возложенное на него послушание, Преподобный Антоний вернулся в Новгород, после пятилетнего отсутствия. Промыслу Божию угодно было устроить его пришествие в родную обитель, в знаменательные для неё минуты преставления её основателя и игумена. Преподобный Варлаам, возлежа на смертном одре и провидя духом приближение своего любимого ученика, говорил братии в назидание последнее наставление: «Заповедаю вам: не ослабевайте в подвигах поста и молитвы и живите так, как бы готовились на каждый день умирать. Прошу вас молиться о душе моей и поминать, когда преставлюсь в вечность. Поручаю вас прежде всего Промыслу Божию, наставником же оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и в этот самый час от нас недалеко.
Ещё не смолкли слова его, как один из монахов, войдя в келлию, возвестил прибытие Антония, который к утешению блаженного старца и братии вошел вслед за ним с благословением и дарами патриаршими и передал их отходившему в вечность игумену. С радостью принял их последний, воссылая благодарение Господу Богу, потом с утешением взирая на труды, подъятые его любимым учеником, вручил ему братию с сими словами: « с Богом оставляю тебя, Антоний строиелем и правителем сему святому месту. Господь наш Иисус Христос да утвердит и сохранит тебя в любви. Сам я, хотя и отхожу от вас телом, но духом пребуду неотступно с вами». Затем, предал всечесную душу свою в 6 день ноября 1192 года.
После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний, был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Недолго однако же монастырю Хутынскому суждено было украшаться его житием и процветать его заботами: другое место трудов было указано ему свыше,- дикая пустыня ожидала его пришествия, чтобы просветиться его подвигами!.. Скоро смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижнечество среди лесных дебрей, пред очами единаго Серцеведца Бога, многосложным заботам в сане настоятеля. Почитаемый и славимый от всех, он принял намерение оставить монастырь и совершенно удалясь молвы человеческой, в молчании пустыни проводить дни в безпрепятственном Богомыслии.
Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).
На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, по мимо железных вериг, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями.
В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.
В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера преподобный Антоний провел около двадцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый отче преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин. Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, которого искал и жаждал все дни своей жизни.
Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1224-е месяца июня 24 числа (7 июля по новому стилю). Всех же лет многотрудной жизни его было 67.
В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.
Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.
Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 30 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 7 июля — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.
На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» (Пс. 54, 8).
глас 4
Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.
глас 6
Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.
Источник: Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке.