О плодах терпения

О плодах терпения

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Поучения. Что касается дисциплины миролюбия, так угодного Богу, то кто (спрошу), вполне преданный нетерпению, простит брату своему, хоть один раз («не говорю...: до семи и до седмижды семидесяти раз». (Мф.18:22))? Кто, намереваясь судиться с своим соперником, поведет дело к миру, если он уже раньше не подавил в себе гнева, нравственной жестокости, злости, т. е. не истребил (amputaret) ядов нетерпения? Каким образом ты будешь прощать и тебе будет прощено, если, при отсутствии терпения, ты будешь упорствовать в нанесении обид? Никто, возмущенный духом на брата своего, не может принести дар ко алтарю, если он раньше, примирившись с братом своим, не возвратится к терпению (Мф.5:23—24)? Если солнце зайдет во гневе нашем, то мы подвергаемся опасности (Еф.4:26). Непозволительно нам и одного дня оставаться без терпения. Если терпение управляет всяким родом спасительной дисциплины, то что удивительного, если оно помогает и покаянию, — этому обычному средству помощи для павших, кроме другого средства — расторжения брака (по той, однако, причине, что мужу ли, или жене надлежит принять на себя постоянное вдовство). Для тех, которые желают получить спасение, терпение (так сказать) с надеждою выжидает покаяния, страстно жаждет его, вымаливает его. Сколько блага оно приносит и той, и другой половине. Одну — не делает повинною в прелюбодеянии, другую — очищает. И примерами Господних притч убеждаемся в необходимости святым терпения. Терпение пастыря ищет и обретает заблудшую овцу (Лк.15:4), ибо нетерпение легко презрело бы единую овцу. Труд поисков предпринимает терпение, и терпеливый носильщик приносит на раменах оставленную греховную овцу (Лк.15:5). И этого расточившего имение сына принимает вновь именно терпение отца; оно и одевает, и питает, и оправдывает, в виду (обнаруженного) нетерпения со стороны раздраженного брата (Лк.15:22—32). Спасен, следовательно, тот, кто «изгибл» (Лк.15:32), ибо он вступил на путь покаяния. Покаяние не погибает, ибо нашло опору в терпении. Любовь — это величайшее таинство веры, сокровище христианского исповедания, — любовь, которую Апостол восхваляет всеми силами, данными ему Духом святым, — как она усвояется, если не дисциплиною терпения? «Любовь, — говорит, — великодушна», следовательно она пользуется терпением. Она милосердна: терпение не творит зла. «Не завидует»: это именно свойственно терпению. «Не превозносится»: в терпении она почерпает скромность. «Не гордится, не безчинствует», ибо это не подходит к терпению. «Не ищет своего», когда отдает свое, если это полезно другому. «Не раздражается», иначе был бы в ней остаток нетерпения. Посему говорит: «любовь все переносит, все терпит», — очевидно потому, что она терпелива. По справедливости, значит, она «николиже отпадает» (1Кор..13:4—8), так как все прочее упраздняется, имеет конец. Умолкнут языки, знание, пророчество, а пребывают вера, надежда, любовь: вера, которую принесло терпение Христа, надежда, которую так страстно желает терпение человека, и любовь, которой, по научению Бога (Deo magistro), сопутствует терпение.

Тертуллиан. О терпении

Написать комментарий