Без благодати Божией человек весьма слаб

Без благодати Божией человек весьма слаб

Поучение в день свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, составленное прот. Григорием Дьяченко. Апостолы своею жизнию научают нас той истине, что без благодати Божией человек весьма слаб.
I. Великия похвалы св. церковь относит ныне празднуемым апостолам: Петру и Павлу. Труды их для распространения и утверждения св. веры нашей и церкви выше всех похвал наших. Для нас в этом отношении достаточно участвовать умом и сердцем в песнопениях св. церкви, сложенных в честь св. апостолов. Лучшаго мы не придумаем. Да и для чего было бы придумывать, когда труды благовестия апостолов Петра и Павла у всех на виду и заставляют каждаго размышляющаго только благоговеть к ним? Однакож — размышляющаго, потому что без рамышления о подвигах апостолов нельзя понять всей их важности.
II. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? По своему характеру, по своей особенной ревности к благовестию Христову, по смелости своих действий для распространения веры христианской, за которую Петр был распят, по собственному желанию, головою вниз, считая себя недостойным быть распятым по образу Христа Спасителя, как некогда трикраты отвергшийся Его в испуге, по живости характера; а Павел был усекнут мечем.
а) Ап. Петр избран Господом в самом начале открытаго Его служения роду человеческому, и переименован из Симона Петром, потому что он первый из апостолов признал в Иисусе истиннаго Мессию. Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сказал он на вопрос Спасителя: вы же Кого Мя глаголете быти(Матѳ. 16, 15 и 16)? Исповедание сказанное Петром есть краеугольный камень христианства, потому и сказавший назван камнем: Петр значит камень; назван он так и в знак того еще, что Спаситель знал, какую со-временем он покажет твердость веры. И действительно, омывший горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отречение от Христа в часы страданий Его, — он запечатлел после веру свою кровию и крестною смертию. По истине апостол Петр есть первоверховный!
б) Но Павел вначале не был апостол, не только в числе двенадцати, но даже в числе семидесяти. Он не сопровождал Господа во время Его проповеди, а обратился ко Христу уже по вознесении Его на небо, — чудесным образом. Павел, в иудействе Савл, был самым жестоким гонителем христиан, а потом сделался достойным названия первоверховнаго апостола по своим великим заслугам для церкви; вот что значит благодать Божия! Она сделала из страшнаго врага самаго сильнаго защитника христианства.
Апостол Павел сам о себе говорит: благодатию Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10). И действительно, как можно обяснить такой великий переворот в душе человека, какой совершился с Савлом, иначе, как не особенным сверхестественным действием Божиим? За то Павел сделался достойным сосудом благодати своею неутомимою деятельностию в пользу христианства; он сам говорит: паче всех их потрудихся — (ст. 10). И кто достойно изобразит все труды Павла? Сам св. Златоуст отказывался вполне восхвалить великаго апостола. Св. церковь воспевает: «яже по вся грады узы и скорби твоя кто скажет, славне апостоле Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, каменометания и обхождения глубины истопления? позор бысть ангелом и человеком: вся убо претерпел еси о укрепляющем тя Христе».
Павел еще до обращения в христианство был отлично образован; он не только в совершенстве знал ветхозаветныя книги св. Писания, но и языческих древних писателей греческих; он обладал превосходными способностями, и вот, когда благодатная сила возродила его к новой жизни, он принес в жертву христианству все свои познания и способности; он с неотразимою силою доказывал истину христианской веры, и опровергал ложныя мнения иудейския; его послания, которыя так часто слышатся в церкви, самое высокое богословие. Не достоин ли Павел, после сего, имени первоверховнаго апостола? А проповедь его в разных странах света? Сколько основал он церквей! Но не исчислить мне всех заслуг апостола Павла; лучшее его изображение в его же посланиях.
III. Поспешим к заключению. Апостолы Петр и Павел, своею жизнию преподавая урок пастырям церкви Христовой, проповедникам веры и руководителям ко спасению, вместе с сим поучают своими делами каждаго, что может, какую силу может иметь человек при благодати Божией, и как он слаб, оставленный самому себе.
Петр без благодати неоднократно показывает опрометчивость и слабость; с благодатию он тверд, не поколебим, пламенен. Павел, при естественных своих силах, образован, но не видит истины; с благодатию он увидел свет истинный, познал нищету мирской мудрости без Христа, сделался силен самоотвержением для истины, неутомимо деятелен, любвеобилен. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе. Кто ны разлучит от любве Божия (Фил. 4, 13, Рим. 8, 35)?
Будем же помнить, что одне естественныя силы наши слабы и что мы можем быть всегда сильными словом и делом при содействии благодати Божией. Но как часто мы забываем это! и получая благодать в св. таинствах, мы слабы от того, что вследствие грехов теряем ее, не возгреваем своим трудом, своими делами, своим покаянием. Благодать Божия действует в нас, но не без нас, — не принуждая, но наклоняя волю нашу к добру чрез нашу свободу, и дар Божий, живущий в нас, необходимо возгревать христианскою деятельностию, собственным старанием; тогда огонь ревности по вере и благочестию будет в вас апостольский, постоянный и сильный. Аминь. (Извлеч. из «Слов и речей» Леонтия, митр. моск.)

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 490-491. 

Написать комментарий