НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ СУЩЕСТВ ЗРИТЕЛЬ ИЗРЯДНЫЙ: Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского

НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ СУЩЕСТВ ЗРИТЕЛЬ ИЗРЯДНЫЙ: Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского

Преподобный Афанасий (имя пер. с греч. «безсмертие») родился в город Трапезунте, обучение книжное получил в Византии (Константинополь), а духовно подвизался в обители Кименской и на горе Афонской.

 

Родители Аврамия (мiрское имя подвижника) были люди благородные и благочестивые. Они рано умерли, но промыслом Божиим сироту взяла на воспитание одна благородная черноризица; а затем – юношей – Аврамия принял к себе в дом некий воевода Зефиназер, его дальний родственник из Царьграда, и отдал там на учение выдающемуся учителю философии Афанасию. Из-за кротости, воздержания и смирения своего Аврамий был любим всеми, и стал известен даже императору.

 

Во время детских игр дети выбирали кого-то царем, кого-то воеводой, Аврамия же выбирали игуменом – как некое предсказание!

 

Однажды воевода вместе с Аврамием отправился в плавание мимо горы Афонской, тогда в юном подвижнике зародилось желание поселиться там. По возвращении Господь устроил встречу Авраамия с прп. Михаилом Малеиным (память его 12 июля), прибывшего в Константинополь из находящегося близ Афона Кименского монастыря (Малеинская обитель). Оттуда и начал Аврамий свою иноческую жизнь, быв пострижен прп. Михаилом в Афанасия.

 

Афанасий с усердием проходил все назначавшиеся ему монастырские и церковные послушания, пребывая неутомимым и в иноческих подвигах. Свободное же от монастырских работ время, он посвящал, по приказанию своего духовного отца, на переписку священных книг. За такое трудолюбие Афанасия любили вся братия.

 

Прп. Михаил имел намерение поставить Афанасия после себя игуменом, ибо сам он уже был стар. Узнавши об этом, Афанасий, хотя и не желал расстаться с любезным отцом своим, тем не менее убежал оттуда, боясь бремени начальствования и считая себя недостойным пастырского сана.

 

Желая еще более тесного подвига, он переселился на Святую Гору на безмолвие. Там Афанасий отправился в дальнюю обитель, прозывавшуюся по-гречески «Тузига», и, нашед некоего старца, в безмолвии жительствующего вне обители, просил принять его, а дабы не быть опознанным своими знаменитыми знакомыми, переименовал себя вместо Афанасия Варнавою, а также притворялся неграмотным и простецом.

 

Прп. Афанасия стали действительно разыскивать военачальник Никифор, спрашивая о нем по всему Афону, и через некоторое время, на праздничном собрании всей братии Святой горы, Афанасий был узнан – как раз по грамотному чтению Писаний, которое он вынужден был проявить, повинуясь властям, ищущим его по приказанию Никифора. Однако после сего, по просьбе самого святого и боясь лишиться такого духоносного мужа, власти Святой горы приказали прп. Афанасию безмолвствовать в уединенной пустынной келлии, где он занимался переписыванием книг.

 

Все святогорцы относились к преподобному с уважением, а один из почтеннейших отцов, по имени Павел, из Ксиропотамской области, пророчески говорил братии об Афанасии: «Сей, после нас пришедший на сию гору брат, упредил нас в добродетели и будет по славе первейшим нас в Царстве Небесном. Он будет для многих отцом и наставником на пути спасения».

 

И действительно, со временем около прп. Афанасия стали собираться многие желающие подвижнической жизни, так что он был вынужден строить свою славную Лавру, на краю Афона, в местности Мелана. В том ему обильно помогали цари Византийские, прежде всех Никифор II Фока (963-969 гг.цар.) со своим братом – патрицием Львом, которые и сами имели стремление к монашеству, а потом Иоанн Цимихский (969-976 гг.цар.).

 

Дело в том, что первоначально прп. Афанасий создавал свою обитель как послушание военачальнику Никифору, с которым имел очень теплые духовные отношения и который дал обет подвизаться вместе со святым в том месте, но после того, как Никифора возвели в цари, Афанасий сильно опечалился и оставил было свое игуменство, бежав на Кипр. Однако Господь снова призвал преподобного на Афон – ради устроения монастырского жития и спасения паствы. И действительно, в последствии к прп. Афанасию собралось множество братий из различных стран, и не из числа только простолюдинов, но и богатых и благородных; даже игумены и архиереи, бросивши свое начальствование, приходили под начальство к святому отцу и желали быть его пасомыми.

 

Примечательно и то, что когда святой Афанасий начинал подвизаться в местности Мелана, устроив на холме с площадкой на верху шалаш, коварный враг, желая изгнать преподобного, делал это новое место поселения для него ненавистным, возбуждая в нем настойчивую, с трудом побораемую, мысль удалиться. Но добрый подвижник побеждал свои сомнения таким размышлением: «Перетерплю здесь весь этот год, а по окончании года поступлю так, как Бог устроит». Когда же прошло означенное время, то в последний день года подвижником с особенною силою овладели помыслы, влекущие его оттуда, так что он сам себе сказал: «Утром уйду и возвращусь в Карейскую Лавру». Затем он встал на молитву, совершая пение третьего часа, и внезапно появившийся свет небесный облистал его, и облако помышлений тотчас разсеялось. С чувством несказанного веселия и восторга святой изливал от переполненного божественной любовью сердца радостные слезы. С того времени преподобный Афанасий получил дар умиления и плакал, когда желал. Место же то он настолько возлюбил, насколько раньше оно было ненавистно для него, и он жил в нем, прославляя Бога.

 

В житии святого Афанасия произошел еще такой показательный случай. Устраивая богоугодно свою лавру, преподобный столкнулся с противостоянием этому святогорских старцев других обителей. Коварный враг внушал им мысли: «Зачем Афанасий причиняет насилие Святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мiрским поселком». Старцы эти отправились даже к самому императору Иоанну в Константинополь, чтобы он прогнал Афанасия с Афона, но правитель, призвав к себе святого, уразумел пребывающую на нем благодать Божию и вместо того, чтобы разгневаться на него, весьма полюбил сего богодохновенного отца, оказал ему почет и осыпал его царскими благодеяниями.

 

Полный благодати Божией прп. Афанасий удостоился видеть Пресвятую Богородицу, Которая чудотворно вывела воду из скалы и обещала ему всегда быть Игуменьей (Экономиссой) монастыря.

 

Смерть пришла к прп. Афанасию внезапно. Однажды, после совершения Литургии, он поднялся с шестью монахами на один новопостроенный пролет церкви, чтобы посмотреть стену, которая строилась, но стена повалилась и погребла под собой всех вместе, так скончался этот великий святильник монашества в 980 году (или ок. 1000 г.). После смерти он много раз являлся своим собратьям, чтобы их утешить или покарать.

 

 

Яко невещественных существ зрителя изрядна, и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое богоглагольниче: не оскудей моля о рабех твоих, избавитися напастей и обхождений, вопиющым ти: радуйся, отче Афанасие.

 

По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий