О многоразличных путях спасения

О многоразличных путях спасения

Архимандрит Фотий (Спасский). Поучения. Не один путь ко спасению, не один есть путь в небесный град, в горнее отечество наше, в Царствие: да и не с единой какой-либо страны есть вход туда. Чадо, ты живешь в великом граде, скажи мне, один ли путь большой и главный в оный город? Нет: ты верно скажешь, что не един большой путь в твой град и не с единой страны. Но вот какое утешение людям из всех мест и стран! И с востока могут, по восточному пути, удобнее и ближе входить во град; и с запада могут, западным путем, входить во град удобнее и ближе; и с полуночной страны могут люди путем, лежащим из той страны, входить во град, и с полуденной страны могут своим путем, поближе, входить во град; а кроме сего, сколько малых путей и тропинок, коими хотя и пролезать удается, но ближе еще вход бывает иным людям во град. И поколику град, в котором ты витаешь, несравненно менее царства нашего и отечества, земли нашей, то потолику есть менее путей во град и входов, нежели сколько уже есть в отечество с иных земель и стран. Так суди теперь и о Небесном нашем граде; в нем же вси святии живут и туда мы все грядем, так суди о Царствии Небесном, о горнем отечестве. Многи суть пути и входы туда для нас прежде нас бывшими человеками, святыми, проложены, и Сам Господь наш туда путь указал, Сам идя и нам всем вопия: грядите по Мне, образ дах вам, да якоже Аз творю и вы творите такожде.

Ты скажешь, какие же то суть пути и входы в Царствие Божие, и как именуются они? Житие сие наше, временное, есть то же, что земля для пути: путь же есть то девство и иночество (кто оное может вместить), то супружество святое, то иной род добродетелей; а входы есть совершение добродетели до кончины жития; например, девствование непорочное во всю жизнь есть путь к Царствию, и скончание в том же девстве есть то же, что и вход. И если кто подвизается в каком добродеянии, тот до конца и должен подвизаться.

Некто некогда хотел войти во град, так как расстояние было до града тридесять стадий, прошел двадцать девять токмо, и одной не совершив, сказал сам себе, что достиг града: и сел вне города.

Скажи мне, о! чадо, дошел ли он до града, или нет? Сей человек от своих изшел, и во град не вошел. Видишь ли ты, сколько много прошел по усердию человек, а по нерадению сколь мало не дошел до града? Так-то видим мы часто, что иной, желая наследовать Царствие Небесное, лет двадцать девять подвизался в добродетелях, особенно хранил себя в девстве святом и целомудрии, и токмо год бы еще ему в том же потрудиться, Бога ради и Царствия; возомнив же, что уже пред прочими, аки бы не девствовавшими, и много и велико он сотворил, пленился похотью, и мня, что авось Господь, яко милосерд, простит ему малое вкушение греха, — пал в грех, растлил себя, оскорбил Святаго Духа, так и не совершил пути девственного, и во град не вошел, ибо вдруг, вкусив горесть греха, имея уже в виду град небесный, в смущении и в скорби был, потерял любовь самую, желание остальное течение совершить. Нередко случается, что с радостью бежали дальнее расстояние для получения желаемого, а как скоро уже при самом получении желаемого добра встретили постороннее какое-либо огорчение, то мы, оставив и не получив желаемое, крайне еще негодуем, что были в таком месте и в то время, где огорчение обрели.

Чадо! ты уже много стадий прошла по пути девства святого. Бог знает, много ли еще тебе определено идти? Иди до конца, и проси, чтобы девицею внити в Царствие Небесное.

Если бы в вертоград чей работники пришли и нанялись бы за условную цену двенадцать часов работать, а работали бы одиннадцать, и один час не работали бы и дело не кончили бы, заслуживают ли они полную награду? И не паче ли прогневают господина своего, нанявшего их? Я говорю к тому, что кто подумал, пожелал и обещался быть в девстве на всю жизнь, уже до конца буди в девстве; если кто обещался Богу и начал во все житие воздержание и пост иметь, Царствия ради, то и должен до конца блюсти; долго ли Бог продлит жизнь, — неизвестно, но до конца всей жизни должно обет, слово и дело свое исполнять, может и мало будет жития, но в том есть воля Господня. Если бы означенную работу нанялся за условную цену в три часа совершить, а совершил бы в два, или в один час, тем радостнее трудолюбцу будет мзду получить, чем менее времени трудился в деле. Многокознен есть враг, многие сети на многих путях спасения расставляет в пагубу.

Итак, если скажет тебе помысл: ты уже много постилась, молилась, исповедовалась, приобщалась, сколько также милостыни творила и совершенна перед многими; ты девица непорочная, вся предана Богу и Господь уже так к тебе милостив, что все тебя хвалят, все любят, все ублажают, и к тому же речет помысл: вкуси хотя единожды похотения твоего, а после, вкусив, можешь не иметь: а малое и единое вкушение сладости, и почти невинное, Бог де простит, яко ты девица свята. Ужели, терпя многие грехи многих, тебе единое малое прегрешение в великое поставит? Сотвори похотение хотя единожды, и потом исправно живи, яко же и прежде: то на лестный сей помысл тако ты скажи: о! диаволе, о! скорпие, о! змий велелукавый! прелестниче! проклят, душегубче, душе нечистый, проклят ты буди и отыди от мене: какая польза новое, крепкое строение, дом свой совершенно отделанный, украшенный, многих людей покоющий, разрыть и паки из тогождо самого строить? Токмо напрасные труды, скорби и убытки. Тако я девица не мудрая, но Христова, для чего же мне дом моего девства разорить, и сделавшись не Христовой, а твоей, диаволе, паки напрасно с горькими слезами, скорбями и болезнями сердца нудиться быть паки Христовой? О! диаволе! Дом мой новый, крепкий и преукрашенный благодатью Божией, руками Бога сотворенный, во утробе матери основанный, состроенный и во всю жизнь мою оградой всяких добродетелей огражденный, как я смею в мгновение ока разорить? Разорив оный, может быть, мне не будет времени собрать во едино все разоренное, а не токмо такое же создать; если смерть меня восхитит, то как я предстану пред Господом на суде? Нет, нет, диаволе! не прельстишь, не искусишь в пагубу, я не знаю еще как-то будет без дому жить и в новом доме, тобою представляемом, а в сем настоящем доме девства и целомудрия мне зело добро жить и быть, мирно, весело и нетрудно: я уже и привыкла, Господу содействующу, в нем жить.

Чадо! Ты верно разумеешь, к чему я говорю тебе; претерпевый до конца, той спасен будет, — т.е. претерпевый до конца, той спасен будет, в девстве девствующий, а не тот, который сначала трудился, во все житие почти терпел (трудился), а при конце пал. Претерпевый постник до конца в посте и воздержании спасен будет, а не тот, который сначала трудился, постился, а при конце в объядение и пиянство вдался. Претерпевый до конца в подвиге за Церковь и за веру подвижник, той спасен будет, а не тот, который сначала ратовал по вере, а после, или страха ради, или чести ради, или человекоугодия ради, переменился в ревности по Бозе. Претерпевый до конца в наставлениях, поучениях, трудах ради духовных чад, наставник и духовник, тот спасен будет, а не тот, который хотя вначале и трудился, а при конце вознерадел о своих чадах. Ей, претерпевый до конца всяк в добродетели, спасен будет, а не тот, который вначале подвизался, а в конце всем пренебрег и разленился; рече Господь: претерпевый до конца, той спасен будет.

И ты убо, чадо, терпи все, Бога ради: ибо мир сей преходит и похоть его; творяй же волю Божию, пребывает вовеки. Ей, странники и пришельцы мы в житии сем: пока время имеем, делаем в нем угодное Богу, и мзду приемлем: стяжи терпение, о чадо, ибо рече Господь: в терпении вашем стяжите души ваши. Сопротив стани, о! чадо мое, скверным помыслам и сие скажи: Христу сраспяхся, живу убо к тому аз, но живет во мне Христос. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» (Мф.16:26) Кая польза, аще весь мир обстрою церквами, всюду иконы святых напишу, весь мир Библиями Святыми закидаю, а сам не буду иметь житие, яко же Святая Церковь учит, яко же в пример на иконах пишутся жития святых, их дела и слова, яко же учит Слово Божие? Кая мне польза, если я Библию печатаю, всем доставляю, всех хочу просветить светом познания Божия, а сам-то нерадиво живу, то в роскоши утопаю, то стрелами похотей и блуда уязвляюсь или иные неподобные дела содеваю? Душу свою спасти, святое житие иметь, праведно поступать лучше, больше и дражае есть, нежели тысячи церквей создать, тысячи библий даровать и весь век в пустыне жить, но зле согрешать, или несовершенно в благочестии жить и поступать.

Подвизайся, чадо, и да крепится сердце твое в путях спасения. Каким хочешь путем гряди, спасайся, но токмо гряди путем Господним, хотя в живот вечный, и потерпи, Господа ради, и будет в мире исход твой, и тамо узришь праведников, радующихся о твоем спасении, и тамо водворишися в лоне Авраама с Лазарем; за то, что ты, добровольно нищету избрав, скорбь претерпела, поношение прияла, и укорения не возненавидела, сего ради приимут тебя в веселии вечные кровы, идеже нет болезни, и скорби, и воздыхания нет там. Узришь же там живот и свет истинный, упование всея твари, Избавителя душ наших, Иисуса Христа, Царя славы, и радости твоея никтоже возмет от тебя. Сам Господь наш сохранит непорочных душою и телом, если наказания о пользах преподобного жития сохраним всей душой. Когда ты отверглась жития мирского, и чаешь быть едина, яко горлица пустыннолюбная, взирая к Единому Господу, и с Единым тем живя, трезвись, ибо многие лаяния вражия бывают! Трезвись, дабы улучив случай, сатана не смутил, не искусил тебя и не сказал бы: что тебе пользы от жития во имя Бога твоего? Известно, что и дикие злые звери в безмолвии спят на ложах своих, так и лютые звери, адские демоны, иногда притворно кажутся спящими и не угрызающими, дабы врасплох нас пожрать. О! проклят ты буди, диаволе, развращаяй пути Господни правые!

Но чтобы не без пользы идти путем Господним, послушай, что тебе творить, и чем быть довлеет. Во-первых, когда ты хочешь быть едина и Господу послужить истинно, и спастись, и Царствие наследовать Небесное, отрекись от мира суетного и всего во зле лежащего; отрекись своей воли и возьми крест свой, — святое девство с целомудрием, не отвергая и прочих добродетелей, и иди вслед Господа Спаса Иисуса Христа. Что же значит идти вслед Господа? А именно сие твори: не пререкай, не проклинай, не клянись, не злослови, не поучайся словесам ложным, содержащим в себе блудные мудрования, воздержись, не зело питай себя, друзей имей полезных, врагов, диавола бегай.

Не оскорбляй делателя, для твоей пользы и для твоего спасения трудящегося, не восхищай у нищего, не насилуй вдовицы, не укоряй и не кляни сироту, не усиливайся с грехом и неправдою прилагать богатство к богатству, но буди довольна тем, что Господь тебе дал; не пекись суетно и без пользы о доме, т.е. о статуях, прочих греховных украшениях и стяжаниях, или как угодить отцу или матери, или прочему роду своему, во грехе и суете послушая. Цельный и здравый овощ, содержа в себе весь вкус и доброту, не должен другого заимствовать у подобного овоща, уже гнилого и испорченного, хотя и с одного дерева. Я замечал, что от целых овощей доброе благоухание менее бывает, а от худого — более и далее проходит и пронзительнее: так и ты, яко овощ Христов, непорочная и добрая, от прочих и растленных людей, — хотя бы и рода твоего были, — не приемли ни смысла, ни разума, ни совета их об устроении душевного спасения. Не вдавайся в напасти, но упражняйся в твоем спасении. Не возносись, но смиренномудрствуй, блага буди, послушай и пой от святых песен Сионских; козлогласования мирского не имей; молись и не глумись; не стяжись о житейских вещах, не мучай себя заботой, чтобы себе славу сотворить на земле. Вместо гуслей, тимпанов и музыки, пой, молись, рыдай и слезы проливай в сокровенных и невходных храминах дома твоего, а особенно в клети твоей, прося оставления грехов для души твоей. Молись купно и за весь мир, не восхищайся мечтами, суетными видениями, но святым мужам, женам и девам последуй. (Вместо корысти и дома в роскоши погубляющей, и всегда веселостями души иных занимающей), руки ты свои преподобные простирай на полезные дела и прилежи к чтению Божественных книг. Не пекись о роде излишне: кто живет праведно, благочестиво, Христу живет, печется непрестанно о спасении души моей, тот есть мне и отец мой, и мать моя, и брат мой, и сестра, и чадо, и единая со мною душа. Не пекись о земных вещах, поминай заповеди Господни и разжигай дух свой в них и в любовь Божию, и тем свою скорбь и печаль прогоняй: и если пройдет плотская скорбь и болезнь, радуйся, яко близ есть венец тебе от Господа. Аще приидет уныние, приими от Бога терпение; еще ли случится потеря чего-либо земного, поминай день скончания твоего, в который все оставишь на сей земле; если безпокоит тебя злая похоть, злая страсть, воспоминай горесть мучения вечного; если совершенно преклонишь руки твои на содеяние греха сластного, то на предлежащий огнь или горящую свечу перст помысли абие возложить, или возложи на малое время, ты возчувствуешь болезнь, и от той болезни приидет чувство болезни огня вечного, и ты тогда, не хотя, забудешь о содеянии греха. Если приидет на тебя клевета, воспомяни, что близ сей оправдаяй тебя Господь, и Он оправдает тебя в день Суда страшного, и того ради терпи вся. Не бойся ложного срама, слуха злого, безчестия, поношения в мире, но всего того по смерти бойся. Если кто досадит тебе много, помяни, колико Всесвятому Спасу и Господу Богу нашему Иисусу Христу досадили грешники? Сии дары благодати бывают тем, кои право работают Господу и сколько подобает работати святому. Убо, о! чадо, послушай Слова Божиего: противитеся диаволу, и бежит от вас, приближитеся к Богу, и приближится к вам: диавол насильно никого на грех привлечь не может, а токмо льстит, научает, внушает и помогает; когда кто противится диаволу, то диавол бежит прочь, а кто не противится, к тому приближается.

Подвизайся, чадо, и молись за меня купно, за окаянного, яко беззакония моя превзыдоша главу мою; молись, да Господь Бог, яко благ, помилует, сохранит и спасет всех во Царствии Своем и в славе Своей. Вот, чадо, тебе отчасти путь спасения и следы добродетельного шествия в горнее отечествие, в вожделенное наше общее пристанище, в дом Божий, в обители святых, показал: гряди царским путем; гряди, во всем умеренность соблюда, т.е. не торопись бежать по лестнице небесной, но и лениво не иди. Я видал многих, от излишней поспешности падающих с высоты, и от ленивого шествия многие, чая восходить к небеси, остались на земли. Благодарю Господа, что Он вразумляет тебя во всем навсегда. Тебя Господь чрез Ангела твоего святого спасет: яко же Товию видимо, тако тебе невидимо дав Ангела, ведет тебя по земле сей.

25 ноября 1822 года

Архимандрит Фотий (Спасский). «Письма»

Написать комментарий