О молитве святых к Богу

О молитве святых к Богу

Святитель Нектарий Эгинский. Церковное сознание, согласно с православной верой, содержит догмат о молитвенном заступничестве святых пред Богом. Такова была общая вера Церкви в первые века; христиане всегда рассматривали это положение как несомненную истину и веровали в нее на протяжении всех веков.Церковь, осознаваемая как Тело Христово, включает в себя всех возрожденных верою - живых и умерших, соделавшихся Телом Христовым.

Церковь включает в себя не только уверовавших во Христа по Его пришествии, но и всех праведников, умерших прежде Закона и по Законе. Они получили спасение, ибо ждали обетованного Спасителя мира. Согласно такому воззрению на Церковь, Церковь включает в себя и считает своими членами и членами Христовыми всех праведников, начиная со времени Адама, которые еще прежде пришествия Иисуса Христа уверовали в Него.

Церковь Христова разделяется на воинствующую и торжествующую. Воинствующей мы называем Церковь, которая трудится на земле для утверждения слова Божия и сражается с силами погибели. Торжествующей мы называем ту, что пребывает на небесах после того, как она сражалась, восторжествовала над врагом и во славе была приведена к подвигоположнику Христу.

Эти Церкви - и небесная, и земная - представляют собою одну нераздельную Христову Церковь, невесту Христову. Глава этой Церкви - Христос, соединяющий в едином Теле и небесную и земную Церковь.

Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие "во Христе", будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира.

В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви - Тела Христова - по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь "во Христе", больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1Кор.13,12).

Православная Церковь верит, что все верные - живые и умершие - будучи членами Христовыми, имеют воспринятую ими животворящую жизнь Христову, что эта жизнь вечна и что в них обитает Дух Христов. Церковь также верует, что по разрушении перстного обиталища (т.е. их тела) они получают полное сознание животворящей их жизни Христовой и совершенное просвещение познания (см. 2Кор.4,8-15; 5,1-10). Церковь также верует, что члены торжествующей Церкви знают о том, что происходит в Церкви и что когда члены воинствующей Церкви призывают их в своих молитвах, по воле Божией они подают помощь призывающим их, по своему дерзновению перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Итак, исходя из этих воззрений нашей Церкви становится ясно, что те, кто считают, будто бы отшедшие ко Господу святые по смерти безразличны к нам, живым, глубоко заблуждаются. Об истинности православного учения о молитве, которую творят за нас святые ко Господу, и о совершенном знании о нас, которым они обладают, свидетельствует не только сказанное нами выше, но и Евангелие, подтверждающее его православность и спасительность. Господь говорит во святом Евангелии, что "бывает радость у Ангелов Божиих... об одном грешнике кающемся" (Лк.15,10). Кто же радуется на небесах? Только ли ангелы? Но если радуются ангелы, то почему не радоваться и святым, которые, как и ангелы, пребывают со Спасом Христом и просвещены светом разума? Если святые ничего не знают о нас, то откуда знают это ангелы? Но если ангелы, просвещенные Божественным светом, знают о том, что с нами происходит, почему мы должны отказывать в этом знании святым, также просвещенным Богом? Поэтому на небесах радуются и святые, и ангелы, и они знают о наших делах и нуждах. Да и Спаситель говорит иудеям, что "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин.8,56). А здесь ясно видно, что Он открыто говорит о знании Авраама и, следовательно, всех святых.

И в Послании к Евреям (11,13) говорится об Аврааме, Исааке и Иакове, что "все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались...". Итак, слова "видел и возрадовался" говорят о знании, которое получил Авраам и о той радости, которую он ощутил, увидев исполнение данного ему обетования о пришествии Спасителя от его семени.

В толковании богослова Г. Констандину на Евангелие от Иоанна мы читаем следующее: "Авраам возрадовался на небесах, увидев исполнение обетовании с пришествием Христа, ибо по Его (Христа) благодати бедный Лазарь обрел упокоение в его недрах". Итак, святые знают о нас. Кроме того, из притчи Спасителя о богаче и бедном Лазаре мы узнаем, что Авраам знал не только о том, что происходит с людьми в мире, но и саму историю иудейского народа - то есть, что был и Моисей, и Закон, и пророки, и учение. Это открывается из ответа богачу: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк.16,31).

В Ветхом Завете, во Второй Маккавейской книге (15,1-16) ясно говорится о том, что умершие праведники знают о нас и молятся за своих живых братьев. В указанных стихах рассказывается, что Иеремия молится об иудейском народе, и Ония, ставший архиереем, также добрый человек, молится о народе. Это было открыто Иуде Маккавею во сне. Отвергающие молитвы святых не могут отвергнуть и это свидетельство. Ибо если они и отвергают его, существует свидетельство иудеев, поверивших словам Иуды. Если бы иудеи согласно с преданием не верили в то, что святые мужи могут являться во сне и что они молятся за них, то Иуде, проповедовавшему противное догматам, не поверили бы. Это свидетельство может потерять силу лишь в том случае, если отбросить Маккавейские книги как не имеющие исторической ценности. Однако это невозможно, ибо историческая ценность этих книг подтверждается и светской историей.

Отвергающие молитвы святых, пребывающих на небесах, отвергают и молитвы живых святых, молитвы самой Церкви, взывающей к ним о заступлении ради дерзновения святых перед Богом. Они отрицают любое посредничество и, таким образом" мыслят против Священного Писания.

Однако для того чтобы подтвердить православный взгляд, мы также приведем свидетельства из Ветхого и Нового Заветов.
 
Источник: Святитель Нектарий Эгинский. Творения: Глава 2. О молитве святых к Богу  

Написать комментарий