Призыв грешников ко спасению

Призыв грешников ко спасению

Преподобный Гавриил Седмиезерский. Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы, почерпая от него с верой, мы прохладили души наши, грехами и страхом Суда Божия сокрушенные? Каждый,наверное, задавался целью отыскать его, многие, как та евангельская больная, истратили все свое имение, ища его среди людей, но не нашли, ибо нет против этих язв лекарств у людей. На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо «Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29). «Той же язвен бысть за» «грехи» «нашя...» Его «язвою мы изцелёхом» (Ис.53:5). Так и Он самучил, говоря: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:14-15). Итак, взирать должно всякому согрешающему на Христа Распятого, к Нему, седящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верой просить греховным язвам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий!

Слышу многих, говорящих: «И хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собой усилия, чтобы с верой воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его». Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог, повелевший нам изыти из сего греховного мира, помогает всякому, хотящему прийти в объятия Его. Он любящих Его любит, прилепляющихся к Нему приемлет, ищущим Его идет навстречу и желающим насладиться любви Его неоскудно дает сладость (см.:Притч.8:17). Бог любви изливает господство Духа Святого в сердца наша (см.:Рим.5:5). Это господство Духа — не насилие над нами, а благодать, добровольно всех приводящая в единство (см.:Ин.17:21). В этом и состоит сущность преблаженного нам лекарства. Это — высочайший дар союза любви с Самим Иисусом Христом. Всем он преблажен, все им в силах воспользоваться, ибо действующий при этом не немощный человек, а всемогущий Бог. Не отказывайтесь же от предлагаемого вам спасения немощью. Ведь и святые Божии люди, подвизавшиеся о Христе, такие же были, как и мы, земные, плотяные, и, однако, они презрели и победили мир, да и теперь многие презирают и побеждают. Как же им это — возможно, а нам нет? Возжелаем, возлюбленные, понудим себя — и мы сможем. Отвратим сердца наши от неправых путей, размыслим о грядущих бедах, будем взирать на обещанное блаженство и горячая надежда, воскреснув, понудит нас приблизиться к Источнику цельбы, и исцелеет унылое сердце каждого из нас.

Охваченные огнем все бросают и, хотя жалеют о доме и имуществе, однако, без оглядки бегут, чтобы спасти свою жизнь. Поверьте, возлюбленные мои о Господе, истину говорю вам: если бы увидели гибельность греха и будущую сынов Божиих славу, и вы бы, презрев царские диадемы, всю мира сего славу и все сокровища его, без сожаления бежали бы из огня греховного, охватывающего вас со всех сторон в мире, и к тому единому потщились бы, чтобы удостоиться оной славы. Тогда не только прелести мира сего, но и самое тяжкое мучение не воспрепятствовало бы вам. Не достойны бо суть страсти нынешнего времени сравнительно со славой, хотящей явиться в нас (см.:Рим.8:18). Поверьте, если бы показал Бог адские мучения, которые, думаю, представляют собой все муки и горе мира сего, собранные в единую тьму вечного мучения, то ваша горделивая честь, слава, богатство и вся красная мира сего показались бы вам горькой полынью и вы бы в ужасе плакали, дабы не прийти на место мучения сего.

Увы нам, братие! ей, ей увы! и ей, ей мы не чувствуем, что Бог будет судить народы по Своему всеведению (см.:Ис.11:2-3). Покаемся, пока есть время покаянию; и переплавит нас покаяние, как огонь переплавляет серебро и золото, и Бог мира будет для нас, как щелочь очищающая (см.:Мал.3:1—3). Вспомним, что Богу будут служить все народы, племена и языки (см.:Дан.7:14). Примем во внимание воплощение Сына Божия и вольное Его страдание. Ради кого Он пришел в мир и пострадал? Нас ради, ради каждого человека. Он сжалился над нами, погибающими, и сошел на землю, дабы Своими страданиями избавить нас от вечного мучения и ввести в жизнь безконечную. О, дивное дело Божие, о, дивный о нас Промысел Его! Великое и непостижимое будет вечное блаженство, безконечной ценой купленное или, лучше, возвращенное нам! Неужели же мы пожелаем грехами своими опять, вторично потерять его? Сжалимся над собой, ибо о нас сожалеет Бог. Ему душа одного человека дороже неба и земли и всей вселенной. Эту Он создал одним словом (Рече, и быша), а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О человеколюбие Божие! О достоинство души человеческой! Так эту благородную, безценную душу ты хочешь поработить чувственному миру, поработить пьян­ству, исполнить всякой нечистоты, бросить опьяненную в грязь?! Этот многоценный бисер повергаешь в кал тинный?! Нет! Пропади ты, мир, со всеми своими прелестями! Пусть ищут тебя сластолюбцы и наслаждаются тобой не познавшие Христа. Нам же, о христиане, да будет един Христос — красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселье, блаженство, ныне в тайне сердца нашего со­кровенные, в день же онь явиться имущие во откровении славы сынов Божиих! Он наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопченное, презирают и как Маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нем и Он в нас и довлеет нам.

Верите ли вы этому? Если верите, то отвратитесь от призрачных сокровищ, которыми, как каким-нибудь миражом мир прельщает любителей своих, обратитесь ко Христу и у Него взыщите истинного сокровища. Если же не верите ныне, то тогда, в день тот, своими глазами увидев, как праведники просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их (см.:Мф.13:43), с сожалением и теснотой сердца убедитесь только уж позднее, и безполезное будет то убеждение.

Со страхом и стыдом идет человек на суд человеческий, представьте же с каким чувством явится грешник на Суд Божий. Стоит преступник на суде человеческом, закованный в железо, покрытый стыдом, одержимый страхом; его обличают свидетели, открываются его беззаконные дела, ему износят осуждение, лишают его чести и отлучают из числа добрых. Этот суд, стыд, страх, безчестье — только некая тень оного суда, стыда, страха, безчестья или даже ничто в сравнении с ними. Там истинный стыд, ибо Суд всемирный, там истинный страх и ужас, ибо Судья — Бог, ведущий и тайное сердца, от Которого ничто уж не укроется. Явится Он в Божественной славе Своей, окруженный тьмами Архангелов и Ангелов, откроется книга совести и каждому пред лицом всего мира Ангелов и людей представляется содеянное им делом, словом, помышлением, тайно и явно. Увидит грешник праведный гнев Того, Который ради него приходил в мир, пострадал и умер, но был им неблагодарно отвержен, и обымет его сокрушение, теснота и ужас. Вострепещет он, как лист от ветра, услышав за неблагодарность грозный приговор от Судии, заклеймят его печатью осуждения, отвергнут от лица Божия, отлучат от лица праведных навеки, причислят к духам злобы, заключат с ними в темницу вечного мучения, и будет он пить вечную, горькую чашу гнева. Вспомните и вообразите в уме праведный и страшный оный суд — и отыдет от вас любовь к миру. Поверьте, всегдашняя память и размышление о последнем Суде отвратит вас от суетных желаний и подвигнет к истинному покаянию, молитве и той единой заботе, чтобы не посрамиться там.

В каком состоянии будет грешник тогда, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судии, когда увидит он пред очами огненную реку, в которой он будет гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать? В тот чac цари и вельможи, богатые и судьи неправедные, у которых мзда заменяла правду, сильные и славные и всяк раб и свободный возжелают скрыться в пещерах, посреди горных камней и будут говорить горам и камням: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять ?» (Апок.6:16-17). Что тогда будете делать вы, содержатели и посетители театров, портретных, маскарадов? Закроют ли ваши маски преступные порывы ваши, как закрывают их здесь от людей? Вы, посетители ресторанов, бильярдные игроки, спасут ли вас ваши трактиры и погребки от ярости и огня, готового пожрать грешников? Горе вам, которые зло называете добром и добро — злом, тьму почитаете светом и свет тьмой, жизнь смертью и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собой! Горе храбрым пить вино и приготовлять крепкие напитки, оправдывающим за подарки виновных и лишающим правых законного! Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой замышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божией, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах. Вы отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева, за то возгорится гнев Господа, прострет Он руку Свою и поразит вас так, что содрогнутся горы, и трупы ваши будут, как помет на улицах, и при всем том гнев Его еще не отвратится и рука Его будет простерта, и вот Он (опять) приидет легко и скоро (см.:Ис.5:20-26). Кто мы, чтобы противостоять Ему тогда? Земля мы и пепел! Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да слышится в ушах ваших и души ваши да уразумеют пророческое слово: «Господь во век пребывбет, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать... людем в правоте» (Пс.9:8-9). Готов Судья на Суд, готов Престол Его, готовы Ангелы Его вострубить и собрать всех на Суд, готово Царствие Небесное благословенным, готова геенна нераскаянным грешникам, но ожидает нашего покаяния (Творения святого Тихона Задонского). Не замедлит Господь исполнить обещанное, как некоторые думают, но долготерпит на нас, «не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» (2Пет.3:9).

Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся сеют, — с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаивают себя; так будет и в день онь. Боголюбцы с радостью пожнут плоды своей веры и благочестия и получат благая, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9), а миролюбцы, видя тех награжденными, а себя лишенными таковых благ, восплачут и возрыдают. Но тогда уж безполезно будет покаяние «еже бо сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, истлевая вечно»... «а сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный» (Гал.6:7-8). «Се работавший Ми,» скажет тогда Господь, «ясти будут, вы же пьяницы, сластолюбцы, беззаконники, взалчете; се работающий Ми возрадуются и взвеселятся, вы же покрыйтеся срамом, возопийте в болезни сердца вашего, восплачьте и возрыдайте в сокрушении духа». И поразят грешников жалость, скорбь и болезнь, когда они увидят в сла­ве, радости и несказанном блаженстве со Христом праведников; когда увидят, что это были все такие же немощные и с той же плотью люди, как и они сами, что между ними и те, которых они на земле презирали, осмеивали, злословили, считали злодеями или лицемерами, попирали, как какой-нибудь сор; когда увидят всех их в Царствии Божием, себя же в крайнем окаянстве, бедствии и безчестии, отверженными от источника жизни и света навеки; тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмой, и сие познание еще более увеличит их мучение, и «будет,» — по слову Господню, — «плачь и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон» (Лк.13:28). О вечность злополучная, коль горька память твоя страшная! Тяжко будет вечно терпеть вечное жжение огня геенского, резнь лютую и несносную, скрежет зубов, угрызение червя неусыпающего и от всего этого страдать душой и телом! Познайте убо вечное страдание от временного и берегитесь, да не впадете в тое и вы; ныне сходите умом во ад, да не потом душой снидете (Творения святого Тихона Задонского). Помышляй о суде и муках — и в твое сердце вселится страх и внимание к своей судьбе. Вонми слову Спасителя: «кая бо» «польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою» (Мф.16:26).

Знаете ли, с каким торжеством и ликованием воины, победив неприятельские силы, возвращаются в свое отечество? Народ встречает их с радостью, похвалами и благодарностью, везде им оказывают честь, сам царь дает каждому из них награду по заслуге... Несравненно большее бывает торжество душ, здесь подвизавшихся против мира, плоти и диавола, когда они, победив этих врагов, восходят в отечество свое - нанебо. Там они являются пред лицем Царя Небесного, Христа Бога нашего, приемлются Им в объятия, приветствуются радостью и торжеством от Ангелов Божиих и святых, и слившись во едины уста со всеми небожителями, поют благодарственную песнь Богу. Мирно и сладко упокоятся в вечном животе эти души, которые на земле трудились, боролись, подвизались, умножили таланты Господа своего, забудут все здешние труды, безпокойство, перенесенные обиды, скорби, печали и болезни (см.:Евр.4:10). Они наследуют град славный, вышний Иерусалим, его же Художник и Содетель — Бог. Кто может описать красоту его? — «ибо око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова» (в нем) «Бог любящым Его» (1Кор.2:9). Правда, видели и теперь видят оный град святый, но не могут виденного передать нам; потому что как слепому сколько ни рисуй красоты - он не видит, и глухому сколько не кричи — он не услышит, так и нам, которые еще не стяжали в себе Царствия Божия, сколько не описывай — не поймем, пока не вселится в нас вся испытующий и ведущий Дух Божий и не откроется зрение душ наших. Но истинно слово тех, кто говорит нам об этом граде, ибо они прияли откровение Духа и сами видели то, что описали в Слове Божием. Град оный из злата чиста подобен стеклу чисту, и основание стены града всяким драгим камнем украшено, и стогны града — злато чисто, яко стекло пресветло (см.:Апок.21:19-21), описывает тайновидец Иоанн Богослов, стараясь подобием видимых вещей дать нам понятие о невидимом нами. В этом граде в дому Отца Небесного — обители мнози (см.:Ин.14:2). В этих обителях пресладких, на вечной трапезе Христовой (см.:Лк.22:30) и водворятся души избранников Божиих. «Блажени живущии в дому Твоем,» Господи, «во веки веков восхвалят Тя» (Пс.83:5). Тогда упиются праведники те от тука дому Господня и потоком сладости насытятся (см.:Ис.65:13-14), оденутся они в виссон чистый, в ризу спасения и одежду веселия (см.:Апок.19:8), и преобразится тело смирения их, яко быти ему сообразну телу славы Христовой (см.:Флп.3:21), так что просветятся они, как солнце, в Царствии Отца их (см.:Мф.13:43). Будет там слышаться непрестанное пение Ангелов и святых, по всем стогнам града того будут петь пресладкую песнь: «аллилуиа, яко воцарйся Господь Бог Вседержитель, радуимся и веселимся, и дадим славу Ему, яко прииде брак Агнчий и жена Его уготовила есть себе» (Апок.19:6-7). И будут избранники Божии вовеки торжествовать над врагами своими смертью и адом, ибо сбудется слово написанное: пожерта бысть смерть победою (1Кор.15:54). Между избранниками Божиими будет царствовать совершенный мир, согласие и любовь; Ангелы и люди будут тогда едина Церковь, едино стадо. Едиными усты и единым сердцем будут они хвалить и воспевать Пресвятую и Животворящую Троицу, Бога и Содетеля своего. О любезное и вожделенное дружество, в котором человеки соединятся с Ангелами и Бог будет всяческая во всех! В Боге, в этой самосветящейся бездне сладостной любви Его, почивают святые. О, какой радостью возрадуются они тогда пред Царем славы! Того, ради Которого на земле поношение, безчестье, гонение, страдание терпели, Того Самого увидят уже не верой, но лицом к лицу; прославятся, вознесутся, возвеличатся, увенчаются с Ним, как уды с главой, как меньшие братья с первородным своим. Как сильно желание человека, уязвленного любовью к Богу, увидеть Его! Томится он этой жаждой, восклицая с пророком; «имже образом желает еленъ на источники водныя сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию »(Пс.41:2-3). Тогда утолит человек алчбу свою и жажду свою прохладит непрестанным видением прелюбезного Бога: ныне, — говорит боголюбивая душа, апостол Павел, — «ныне видим, якоже зерцалом в гадании, тогда лицем к лицу» (1Кор.13, к 12), «верою бо ныне ходим, а не видением» (2Кор.5:7). Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же Своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но, Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, — не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, яко же Он нас (см.:1Ин.3:2), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: «Якоже мати утешает» дитя свое, «тако утешу вы... узрите и возрадуется сердце ваше» (Ис.66:13.14). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: «сеется в тлении, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, востает тело духовное» (1Кор.15:42-44).

О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей — и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих — как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов. И вознесли мы от земли моления наша и воззвали к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш! будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки, ибо Ты услы­шал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять. Господи! Хвала наша во устах наших будет пищей и питьем и никогда мы не насытимся ею. О дыхание наше, воскресение и жизнь вечная! Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем, и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость!» Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наша сладость Твоего хваления. Господи Боже наш, поклоняемый от Херувимов, Серафимов, Престолов, господств и от безчисленного воинства сил небесных певаемый и хвалимый! Ты отверз уста наша к хвалению — и мы славословим Тебя! Преклоняем выи, колена наши, понесшие благое иго Твое. Ты дал нам его, дал и силу снести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твое. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Дусе Святе! Слава Тебе во веки веков!

Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смиренно, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. Поспешим куплю деять, ибо только здесь, в мире сем, — место торга и время умножать Богом данные таланты доброделанием; здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом. Кто чем может, будем деять куплю: кто благотворя от мамоны неправедной, кто служа физическим трудом, кто полагая душу свою за других, — чтобы приобрести нам Жениха-Христа; и Он будет помощником во спасение со Отцом и Духом Святым. Бросим худые привычки наши, будем пуще огня бояться пьянства и всякого другого греха, трезвиться, подавать милостыню святым тогда и нас милостиво приимет Господь в вечные кровы Свои. Пока имеем время, будем делать добро, тогда и час смерти нашей не смутит нас, ибо милость и добро и на суде хвалятся. Умножая, умножит Господь милость Свою на нас и за все, за все воздаст в свое время щедрой наградой. Пойте же и превозносите Его во веки. Аминь».

Преподобный Гавриил Седмиезерский «Духовные беседы преподобного старца Гавриила»

Написать комментарий