Святая мученица Иулитта предпочла Небесные блага земному богатству

Святая мученица Иулитта предпочла Небесные блага земному богатству

Вменив ни во что земное богатство, святая Иулитта, выбрала Царствие Божие и, оставив многогрешную землю, перешла в Обитель к Отцу Небесному, пополнив собой сонм безплотных сил Божиих.

Иулитта при жизни своей была весьма богатой и знатной вдовой, однако один злодей из ее сограждан, человек безчестный, алчный и грубый, лишил Иулитту насильственно всего имения: поля, села, скот и рабов. Он не останавливался ни перед какой подлостью, лишь бы завладеть богатством вдовы: клеветал на нее, лжесвидетельствовал, пытался подкупить судей, чтобы добиться своего и полностью отобрать все имущество Иулитты. Ища человеческой справедливости, блаженная мученица обратилась за разрешением этого вопроса к судье, и несмотря на все козни злоумышленника, суд признал все права Иулитты.

Используя свой последний шанс, подлый грабитель обвинил святую в том, что она христианка, а это, в соответствии с императорским эдиктом, мало того, что лишало ее всех гражданских прав, но и делало преступницей пред законом. Тогда судья, который оказавшись нечестивым язычником, решил принудить святую отказаться от истинной веры в Господа Иисуса Христа взамен на то, что он вернет ей имение. Он велел принести ладан, алтарь и предложил Иулитте воздать почести имперским богам, чтобы остаться под защитой закона. Но святая ответила, что никакие земные блага и богатства не в силах поколебать ее веру и никто и ничто не сможет заставить ее отречься от Христа.

Мужественно и твердо святая исповедовала вновь и вновь свою веру перед грозным судьей, не устрашившись даже смертного приговора. Желая найти правды человеческой, святая получила смертный костер, который даровал ей по Божией Правде мученический венок, возведя ее прямо к Престолу Царя Небесного. Праведная кончина святой мученицы Иулитты совершилась в 304 или 305 году при императоре Диоклетиане.

Из беседы Василия Великого "На память мученицы Иулитты ..."

"Поводом к сему собранию служит сделанное провозглашение о блаженной мученице. Ибо наперед объявили мы вам о сем дне, что в оный совершается память великого подвига, подвига в женском теле самого мужественного, и тогда приводившего в изумление всех присутствовавших на зрелище, и в последствии изумительного для слышащих сказание о претерпенных мучениях, - подвига, каким подвизалась Иулитта, блаженнейшая из жен, если только прилично наименовать женою ту, которая под величием своей души скрыла немощи женского естества, и которою, как думаю, наипаче низложен общий наш противник, не терпящий победы от жен. Он хвалился делами великими, что сотрясет вселенную всю, объимет яко гнездо, и возьмет яко оставленая яица, и опустошит грады (Ис.10:14); но оказалось, что побежден доблестью жены. Он намеревался обличить сию жену во время искушения, что по естественной немощи не может она до конца сохранить веры в Бога; но на опыте дознал, что она мужественнее своей природы, и столько же посмеялась его страхованиям, сколько наделся он опасностями привести ее в ужас.

У нее началась тяжба с одним из сильных в городе, с человеком корыстолюбивым и наглым, собравшим себе богатство хищением и грабежом, который, отрезав множество земли у этой женщины, и ее поля, деревни, стада, рабов и всякую утварь, нужную в жизни, присвоив себе, явился в судебное место, подкрепляемый тайными доносчиками, лжесвидетелями и продажностью судей. Когда же наступил срочный день, глашатай вызвал, ходатаи по делам были готовы, и она начала обнаруживать самоуправство этого человека, намеревалась рассказать, как имение приобретено в начале, и как давность времени утвердила его во владении, и потом хотела принести жалобу на насилия и корыстолюбие сего человека: тогда он вышел и сказал, что суд производится незаконно; потому что не позволительно пользоваться общими правами тем, которые не служат богам царей и не отреклись от веры во Христа. Председатель рассудил, что он говорит справедливо и требует необходимого. Тотчас поданы ладон и жаровня, сделано предложение тяжущимся, что отрекшимся от Христа можно пользоваться законами и их выгодами, а упорно держащимся веры нет участия ни в судилищах, ни в законах, ни в прочих гражданских правах, как лишенным чести по законам державствовавших тогда.

Что же после сего? Уловлена ли она приманкою богатства? Презрела ли полезное для себя в состязании с обидчиком? Устрашилась ли опасности, какою угрожали судьи? Ни мало. А напротив того она говорит: "Гибни жизнь! пропадай имение! Пусть не останется у меня тела, прежде нежели выговорю какое-нибудь нечестивое слово на создавшего меня Бога!" И чем более председатель раздражался сими словами и до крайности воспламенялся на нее гневом; тем более благодарит она Бога, что входя в тяжбу о тленном богатстве, оказывается утверждающею за собою обладание небесными благами, лишается земель, чтобы приобрести рай, осуждается на безчестие, чтобы удостоится венцов славы, терпит телесные удары и лишается временной жизни, чтобы получить исполнение блаженных надежд, обретшись со всеми святыми в радости царствия. Поелику же много раз вопрошаемая многократно давала она один и тот же ответ, именуя себя рабою Христовою, и проклинала приглашавших ее к отречению; то судья неправедный не только лишил ее имения, отняв оное несправедливо и вопреки законам, но думал нанести вред и самой жизни, предав ее огню. А она не текла так поспешно ни к одному удовольствию в жизни, как шла к этому пламени, обнаруживая душевную радость в лице, во всей наружности, в словах и в веселом расположении духа. Увещевая стоявших около женщин не расслабевать для подвигов за благочестие и не отговариваться немощью природы, говорила: "И мы из одного с мужчинами состава; так же сотворены по Божию образу, как и они; жену, равночетно с мужем, Творец создал способною к добродетели. Да и не по всему ли однородны мы с мужами? Не одна только плоть взята для устроения жены, но и кость от костей. А поэтому наравне с мужами обязаны мы Владыке твердостью, бодростью, терпением". Сказав сие, прянула она на костер; и он, как светлый какой чертог, заключив в себя тело святой, препослал душу в небесную страну, в подобающее ей упокоение, честное же тело сохранил неповрежденным для ближних; и оно, почивая в прекраснейшем преддверии градского храма, освящает место, освящает и сходящихся на оное. Земля, благословенная пришествием Блаженной, из недр своих источила самого приятного вкуса воду, и Мученица, заступив место матери, живущих в городе напоевает как бы общим каким млеком. Вода сия служит предохранительным средством для здоровых, доставляет удовольствие наслаждающимся целомудренно, подает облегчение больным; потому что, какую благодать явил Елиссей Иерихонянам (4Цар.2:19-22), такую же и нам явила Мученица, соленость, вообще свойственную водам сего места, переменила благословением в ощущение сладкое и мягкое, и всем приятное".

По материалам православных сайтов

Написать комментарий