Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения

Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения

Преподобный Антоний Оптинский. Письма. Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой. Благодать, милость, мир и благословенье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою!

Благодарю Вас за продолжение любви Вашей к моему недостоинству, которую и Спаситель наш, одобряя, говорит: «О сем разумеют вси, яко мои есте ученицы, аще любовь имате между собою». Но надобно ведать и сие, что, где любовь бывает по Бозе, то тамо недремленно диавол старается расторгнуть союз сей святой, и посеять неудовольствие, коего с Вашей стороны я не надеюсь видеть. Если же я по безумию своему когда опрокинусь на тебя, то тогда мужайся Бога ради и да крепится сердце твое; ибо я человек яр есмь и неукротим.

Уведомляете Вы о кончине своего сродника. Пишете, что он был человек молодой и предобрый. Сего-то ради, благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешник, преставлен бысть; восхищен бысть, да не злобе века сего изменить разум его, или лесть мирская прельстит душу его; скончався вмале, исполни лета долга. Т. е. добрый человек в один год больше добра сделает и угодит Богу, чего беззаконник и во сто лет не успеет. Да упокоит Господь душу его со святыми в Небесном Царствии; сетующих же и плачущих о его кончине да утешит Всеблагой Бог Милостию Своею!

Вы просите моего совета, куда лучше избытки свои употребить: на нищую ли братию, по словеси Господню, или на благолепотное украшенье Святаго дома Божия? Ответствую: и то и другое дело угодное Богу. Но чтоб именно назначить Вам, чего лучше держаться, того сказать никак не смею; ибо благие желания рождаются в сердце не всегда от нас, но иногда и от Бога. Посему одно предпочести, а другое преобидеть небезопасно. За лучшее считаю поместить на сей хартии несколько примеров для собственного Вашего избрания (что покажется лучше, того и держитесь), а именно:

1е, Польза милостыни такая: что сколько мы не оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу, по Его словеси: "аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе." — И именует таковых милостевцев Своими сынами и благословенными Отца Своего Небесного, и делает их наследниками вечных благ. А примером нам истинных нищелюбцев служить могут от числа безчисленных трое — Филарет Милостивый, Петр Мытарь, и Серапион Сундонит. Первый из них столь был милостив, что и сам обнищал было; второй, раздавши все, наконец и себя продал, и в милостыню отдал; а у третьего оставалась только одна свитка и Евангелие, но и то последнее отдавши нищим, остался наг, гладен и без храмины. А не так, как ныне богатые делают: подадуть бедному копейку, а тысячу рублей в сундук запрут.

2е, Во Евангелии упоминаемая жена, купивши стекляницу многоценнаго мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя Сие, стали негодовать, и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: "чесо ради гибель сия бысть?" — Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим. — Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: жена дело доброе сотворила Мне; нищих всегда иметь будете, а Мене не всегда. Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самого Бога, и к прославлению Его, там попечение о нищих оставлять должно до времени. Почему если кто прилежит более о украшении святыни, тот не точию ничего не теряет, но и весьма много приобретает; чему примером может служить преподобный Эразм Печерский, сего числа церковию празднуемый.

3е, Богу угодное дело, строение вновь святых храмов. О пользе сей сама Матерь Божия, явившись, известила некоему Угоднику, что если кто на созидание церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницею о себе. Посему не только маломощные, но и многие богатые не щадят и тысяч больших на созидание церквей, лишь бы за сие удостоиться милости Божией.

4е, Есть такие, которые особенное имеют усердие для церквей покупать колокола, и даже весьма тяжеловесные. Сие делают они в память той страшной трубы, чрез которую в последний день и мертвых возбудят на суд; а посему чрез звон колокольный чают, умилостивя Бога, получить грехом своим прощение, коего и сподобятся.

5е, Иные, подражая благообразным советникам Иосифу и Никодиму, обвившим тело Иисусово чистыми плащаницами, покупают для священнослужителей церковных облачения священные, и тем самым равного удостоиваются от Господа мздовоздаяния.

6е, Некоторые имеют благоговейный обычай в нарочитые праздники, т. е. в годовые, покупать и приносить в церковь большие свечи в память и в честь того светлого праздника, который после Всемирного Суда начнется в Царствии Небесном, и будет праздноваться безконечно; посему утешаются надеждою, что и их Жених Церковный, Христос Бог, соделает участниками с мудрыми девами, приимшими светильники своя, и вшедшими на брак в Чертог Небесный.

7е, Есть не мало таких, которые имеют усердие для церквей покупать разные церковные книги, коими чтоб всегда прославлялся Господь Бог. Жертва таковая весьма приятна Богу. 8е, Также много есть таких, которые по примеру святые Анастасии Узорешительницы, имение свое истощают на освобождение в темнице седящих, часто их посещая, потребное доставляя, и ходатайствуя об освобождении их; чему и ныне многие богачи ревнуя, в Москве, и в С. П. Б., к празднику св. Пасхи выкупают из тюрьмы десятками и сотнями человек.

9е, Бывают и в нынешние времена такие, которые, по примеру святителя Николая, бедных девиц, снабжая приданым, отдают в замужество, и тем самым охраняют их от греховного падения. Добродетель таковая весьма Богу угодна.

10е, Есть сердобольные люди и такие, которые, слушая Господа, устами св. пророка Давида говорящего: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», приемлют в свой дом бедных, безродных и малолетных сирот, и воспитывают их, как собственных детей, не щадя для образования их ничего. Таковая добродетель не точию в небе, но и на земле хвалится.

11е, Многие из добрых людей, ревнуя безмездным врачам: Косьме, Дамиану, Гуру, Иоанну, Трифону, Фалалею, Агапиту и пр., непрестанно посещают больных, врачуя их болезни, и доставляя потребная ко упокоению их, или своим иждивением покупая, врачевая и призывая лекарей (так как и Вы в болезни моей убеждали меня призвать врача на счет Ваш). Таковых на Всемирном Суде похвалит Христос и скажет: Мне сотвористе.

12е, Некоторые, подражая древним странноприимцам: Сампсону, Ксенофонту Евфишану и проч., имение свое истощавают на странных приемля их в дом свой, упокоевая пищею и питием и снабдевая на путь потребными вещами, чему и в нынешние времена есть примеры. Один, известный мне, в городе Ливнах, мещанин И. В. в то только и живет, что странных принимает и упокоивает; и ежедневно у него оных бывает за обедом не менее двадцати человек; а сам он небогат, чему весь город дивится, откуда ему Бог посылает хлеб насущный? Вот видите, и ныне есть угодники Божии, без которых и мир сей не мог бы существовать.

13е, Есть ныне и такие, хотя очень редко, которые бедных мертвых погребают, покупая гробы, и исправляя по ним обычные церковные помины, третины, девятины, четыредесятины, и годовщины, и поминая их как собственных родных. Святый Иоанн Дамаскин таковую добродетель весьма похваляет, и творящих таковая блаженными именует, говоря: «Блаженнейший есть сице о умерших пекийся, сие бо умилостивляет и возвеселяет щедролюбиваго Господа, еже тщатися коемуждо о помощи искреннего своего. Сие хощет милостивый Бог, и любит, яко да друг от друга вси благодетельствуемся, и живи суще, и по смерти».

Мог бы я и кроме сих примеров поместить здесь еще, но довольно для Вас и сих; ибо и теперь нельзя будет сказать: некуда давать денег. Вот видите, есть куда. Есть люди, живущие в мире, которые из приведенных мною здесь примеров к одному чему-нибудь имеют особенное усердие, и на оное имение свое иждивают. Есть же и такие, которые на каждый предмет упомянутый мною уделяют по части от своего имущества. Чтож касается до меня, то, живши в мире, ко всякому делу благу был хладен, и деньги, по подобию скупых, складывал в окованный ковчежец, к которому и сердце свое имел прикованным же. Когда же возгорелся огнь Божественной любви в моем сердце, тогда все суеты мирские омерзели мне, и любимое богатство опостылело, и так, как птица из сети, или яко елень палимый жаждою, удалился из Ростова, бегая, и водворился в непроходимой пустыне с чаянием себе от Господа спасения от малодушия и от обуревания многих грехов. Грошы же свои, сколько ни имел, не разсудил расточать на дела благотворительные, дабы не прослыть милостивым; но как оные, так купно и себя самого отдал в полное и безвозвратное распоряжение батюшке, отцу строителю. О чем благодарение Господу Богу до ныне ни разу не скорбел, не жалел и не любопытствовал, куда все оное употреблено, на дело ли, или нет? О том не буду пред Богом иметь ответ. Вас же, како Господь вразумит, тако и поступайте с поместьем своим и с самим собою. А как приведенные мною здесь примеры более приличествуют для живущих в мире, а не в пустыни, то посему и прошу Вас, когда нет тут противного здравому разуму, прочитать примеры те своим братцам, сестрицам, и невестушке. Может и они что нибудь изберут себе для богоугождения и для благотворения ближним в пользу своей души, и научатся богатство свое не все приносить в жертву несытому чреву. Впрочем, как угодно.

Благодарю Вас за уведомление о странствующих братиях наших, и за упокоение оных хлебом и солью. Да напитает и Вас Господь за сие безсмертною пищею, от нея же ядше, живи будете.

Вот, возлюбленный брате, я ни к кому столько не писывал; но, любя тебя сердечно, я и меру потерял, и сил не пожалел, ибо две ночи писал, а днем люди безпрестанно мешают. И если что в строках сих найдется противное Богу, или Вам неугодное, за то прошу простить меня; кто бо есть человек, иже поживет и не согрешит? Все есьмы в бедах. Немощный и многогрешный иеромонах Антоний — нижайше кланяюсь. Прости!

24 Февраля 1837 г

Написать комментарий