Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

                                                      И будет вместо благовония зловоние,и вместо пояса будет веревка,
                                                      и вместо завитых волос - плешь...вместо красоты - клеймо. (Ис.3,23) 
 

Здесь речь идет о женщинах, роскошествующих в своем безпутстве, и о дочерях сионских, которые возгордились и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах. Что сделало гордыми еврейских женщин? Добродетель ли? Но добродетель никогда не приводит к гордыни, а напротив врачует ее. Сила ли народа и прочность государства? Нет, как раз наоборот: пророк предвещает именно близкое рабство народа и гибель государства. И как на одну из главных причин рабства и гибели указывает он на тщеславную роскошь, духовное ничтожество и безпутство женщин.

Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

Итак, что же сделало их такими гордыми и надменными? Драгоценные украшения и вышивки, ожерелья и цепочки, шпильки и заколки, подвязки и пояса, кольца и ретушь, сумочки и зеркала. Вот что сделало их столь высокомерными и кичливыми! Собственно говоря, все это - отражение их безумной гордости, а подлинная причина гордости - духовное ничтожество. От сего последнего и рождается  гордость, а вся эта внешняя мишура, которой женщины обвешивают свое тело, есть лишь ясное выражение безрассудной гордости. 

 
Во что все это обратится в конце концов? В смрад, в веревку, в плешь, в клеймо. Случится это тогда, когда народ поведут в рабство. Так это обычно и происходит: сперва дух порабощается плотью, а затем и плоть - внешним врагом.
 

Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

Но будет это и тогда, когда придет неотвратимый завоеватель наших тел - смерть. В могиле, в царстве смрада, не помогут благовония. не нужны будут пояса для голого позвоночного столба. Не спасут и косы от плешивости черепа, а от черного клейма (смерти) угаснет вся красота. Это неизбежная участь даже самых красивых, самых дородных и самых роскошных женщин. Впрочем не в этом самое большое несчастье. Самая большая беда в том, что душа таких женщин - со смрадом, распоясанностью, плешью и  клеймом - предстанет пред Богом и пред всем небесным воинством прекрасных Божиих Ангелов и праведников. 

 
Ведь смрад плоти свидетельствует о  смраде души, разжигаемой блудной похотью; распоясанность тела означает ненасытную тягу души к плотским наслаждениям, плешивость тела - отрешенность души от добрых дел и чистых мыслей, клеймо на теле - признак сожженной совести и ума. О, как страшно видение Исаии, сына Амосова; страшным было оно в то время, страшно  оно и сейчас: страшно, потому что истинно.
 
Господи Святый и Пречистый, помоги женщинам, осеняющим себя крестом Твоим, вспомнить о душах своих и очистить их прежде Твоего праведного Суда, - дабы души их вкупе с их телами не стали добычей  вечного смрада. Тебе слава и похвала во веки. Аминь.
 
Источник: Творения святителя Николая Сербского. Охридский пролог. Август. М.: Паломник. 2010. стр.246-247 
 
 
 
 

Написать комментарий