Духовное бодрствование и стояние в вере

Духовное бодрствование и стояние в вере

Еп. Палладий Добронравов († 1922 г.). Поучение в Неделю 13-ю.

Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16, 13).


В жизни обыкновенной может стоять лишь тот, кто бодрствует, не спит, не дремлет. Бодрствует лишь тот, у кого очи отверсты, у кого слух не закрыт, кто с достаточным вниманием относится к себе и ко всему окружающему. Если они смежились, если слух закрывается, если нет различения окружающих предметов, если дремота обемлет человека, он уже не бодрствует: он засыпает или находится в состоянии полусонном, полубодрственном, в состоянии дремоты. Он уже и стоять не может: он падает. Кто хочет стоять, тот должен бодрствовать. В состоянии сна или дремоты человек не видит действительной опасности и в то же время в своем воображении создает себе или не имеющия основания радости или совершенно невозможныя скорби, опасности, беды. Мечтательность с ея свойством преувеличивать или забывать действительность занимает в сонном состоянии место трезваго разсудка.


В жизни духовной наблюдаются такия же явления. Поэтому и апостол и св. отцы очень часто говорят о духовном сне, о духовном бодрствовании, противополагая взаимно оба состояния, убеждая христиан бодрствовать, а не спать, чтобы устоять в вере и благочестии, чтобы не понести в своем духовном преуспеянии великаго ущерба. Св. Апостол Павел в послании к Римлянам приглашает христиан встать от сна духовнаго:И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати(Рим. 13, 11). В послании к Солунянам он называет христиан сынами света и сынами дня и этим высоким наименованием обращает их внимание на обязательность духовнаго бодрствования и трезвения:Вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы. Темже убо да не спим, якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся: спящии бо в нощи спят и упивающиися в нощи упиваются. Мы же, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения(1Сол. 5, 5-8). Увещание к духовному трезвению и бодрствованию мы слышим и из уст Св. Апостола Петра, который указывает и постояннаго врага нашего спасения, ищущаго нашей погибели:Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити(1Петр. 5, 8). Трезвиться и бодрствовать духовно значит иметь очи духовныя отверстыми, слух незакрытым к учению Св. Церкви и внимательным к тому, что с этим учением несогласно, иметь чувства духовныя не омраченными гордостию, самомнением, страстями плотскими, пристрастием к твари вместо Творца, к земле вместо неба, ко временному и тленному вместо вечнаго и нетленнаго. Бодрствовать духовно значит всегда внимать себе и испытывать свою верность Христу и заповеданной Им вере, Его святому закону:Себе искушайте, аще есте в вере: себе искушайте(2Кор. 13, 5). При духовном бодрствовании легко различать друзей и врагов, истинных учителей и несомненных врагов веры, которые лукавыми словами обольщают не утвержденных в вере и недостаточно внимающих учению Церкви: духовно бодрствующий различит спасительную сладость истины от пагубнаго яда лжеучения, кажущагося сладким лишь в начале. Духовно бодрствующий видит великое сияние веры истинной, ея могущество, ея неодолимость, видит многочисленный сонм свидетелей веры, мучеников и исповедников: он утешается тем, что Бог давал торжество вере истинной среди величайших нападений, гонений, опасностей. Духовно бодрствующий не смутится поэтому, если на веру святую отовсюду возстанут враги, если множество лжеучителей будут с величайшею ревностию сеять семена своего лжеучения: истина Христова победит, как побеждала и прежде. Духовно бодрствующий старается держаться исповедания своего неуклонно и пребывать в корабле церковном, для котораго никакия волны лжеучений и преследований нисколько не страшны. Он не испугается, не впадет в малодушие и отчаяние, ибо всегда ясно слышится глас Христов:Аз есмь с вами во вся дни до скончания века(Матѳ. 28, 20). Пусть мир во всеоружии своих средств и со всею злобою непримиримаго врага ополчается на Церковь Христову, но духовно бодрствующий не унывает, ибо он всегда в уме и сердце носит глагол Христов:В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир(Иоан. 16. 33). Бодрствующему последователю Христову не свойственно малодушие.


Для того, чтобы бодрствовать телесно, необходимо иметь достаточный запас сил. Нужно, чтобы был достаточный приток свежаго воздуха. Нужен и свет: когда наступает тьма и приближается ночь, бодрствование находит себе большое препятствие и естественно уступает место дремоте и сну. В духовной жизни не место дремоте и сну: необходимо постоянно бодрствовать, нельзя ни на один час смежить очи духовныя, ни на одно мгновение забыться и заснуть. Здесь постоянный день, ибо всегда сияет Солнце правды Христос Бог наш. Здесь должно быть постоянное хождение во свете, ибо никогда не дремлют и враги. Час безпечности— и можно совсем погибнуть, можно и других погубить. Но будет-ли у слабаго человека достаточно сил, чтобы постоянно бодрствовать духом при ярком сиянии Солнца правды? Где тот духовный воздух, который бы достаточно освежил изнемогающия силы слабаго человека? О, братия мои, не сомневайтесь и долго не ищите. Христос с нами и Его благодать нас укрепит. Христова церковь непрерывно питает наш дух глаголами Божественной истины, молитвою домашнею и общественною, разнообразием своих священнодействий, нескудно совершаемыми для всех и для каждаго таинствами.Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе, говорит Св. Апостол Павел (Флп. 4, 13). С ним одинаково чувствует и исповедует это и каждый христианин, подвигом добрым подвизающийся.

Итак, всегда бодрствуйте, братия мои, ибо вы можете, при постоянной поддержке со стороны благодати, при мудром руководстве Церкви, бодрствовать и трезвиться. Бодрствуйте, чтобы стоять в вере. Стойте в вере и вместе мужайтесь, ибо с вами Христос и Его благодать. Мужайтесь, когда видите это злобное возстание на Св. Церковь всех сил адовых: бывали хуже времена, но не могли сокрушить силу Церкви, не могли поколебать ея основание,сущу краеугольну Самому Иисусу Христу(Ефес. 2, 20). И иудейство и язычество иногда ополчались на юную Церковь Христову, но не могли причинить ей вреда: возстающие или отступили, или совсем погибли, или сознали свое заблуждение и к Церкви со смирением присоединились. Еретики многочисленные вышли из недр самой Церкви и ополчились на нее еще сильнее, чем иудеи и язычники, но не могли исказить лучезарный облик истины Христовой и потрясти основание Церкви. Мужайтесь и ныне, возлюбленные мои, ибоХристос вчера и днесь тойже и во веки(Евр. 13, 8). Но вам самим еще необходимо утверждаться в познании истины Христовой, в вере во Христа и верности Ему даже и до крови. На камне веры утверждайтесь, братия мои. Утверждайтесь и в верности Христову закону, делая всегда добро и всячески уклоняясь от зла.Господа же Бога освятите в сердцах ваших: готови же присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании, с кротостию и страхом, совесть имуще благу(1Петр. 3, 15-16). Вера во Христа и верность Христу нераздельны. Утверждаясь в вере, утверждайтесь и в жизни согласной с верой.

Братия мои, добрыя чада Церкви православной.Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Аминь.

Источник: Палладий, епископ Пермский и Соликамский. Проповеди. Выпуск второй.— Пермь: Типография Н-ков Каменскаго, 1912.— С.14-19.

 

Написать комментарий